За окном февраль…. Однако жители Головинского и других районов Москвы, пришедшие 13 февраля в Библиотеку № 44 имени В. Г. Короленко на традиционную, юбилейную, 90-ю по счету, Музыкально-поэтическую гостиную, которую организует и проводит певец, поэт, композитор, лауреат российских и международных конкурсов, член Российского Союза
профессиональных литераторов, житель Головинского района, а также муниципальный депутат Павел Пикалов, непроизвольно перенеслись в конец года. Где-то в середину декабря. Более того, возможно, им даже поначалу показалось, что они случайно попали в Концертную студию «Останкино» на «Песню года».
Так произошло потому, что темой нынешнего творческого вечера в гостиной стали строки «Песня остается с человеком», знакомые всем нам по знаменитому советскому и российскому телевизионному фестивалю «Песня года». Он проводится с 1971 года – уже на протяжении более 50-ти лет, в конце каждого календарного года. «Песня остаётся с человеком» - традиционный гимн этого фестиваля, который по его завершению обычно исполняется всеми участниками вместе. Но самым известным исполнителем этой песни вне фестиваля на все времена останется Иосиф Давыдович Кобзон.
Авторами самого произведениями являются советские поэт-песенник Сергей Островой и композитор Аркадий Островский, 110-летие со дня рождения которого как раз отмечается в 2024 году. Именно этой дате была посвящена февральская Музыкально-поэтическая гостиная Павла Пикалова. Соведущей вечера выступила Нина Борисовна Пикалова.
Аркадий Ильич Островский – выдающийся советский композитор, заслуженный
деятель искусств РСФСР. Он родился 25 февраля 1914 года в Сызрани Симбирской губернии в семье
музыкального мастера, настройщика инструментов и владельца музыкального магазина. Уже с детства Аркадий проявил себя как пианист-виртуоз. Позже он учился в Музыкальном техникуме в Ленинграде. До 1940 года А. Островский работал пианистом в различных оркестрах Ленинграда. С 1940 по 1947 гг. был пианистом, аккордеонистом и аранжировщиком в джаз-оркестре Леонида Утесова. В годы Великой Отечественной войны - аккордеонистом художественных бригад, обслуживавших фронтовые воинские части. В те же годы начал активную композиторскую деятельность.
Прожив всего 53 года, А. Островский успел оставить ярчайший след в истории отечественной музыки, создав песни в разных жанрах – от патриотических - для Международных фестивалей молодежи - до эстрадных шлягеров и задушевных лирических мелодий. «Пусть всегда будет Солнце», «Песня остаётся с человеком», «Спят усталые игрушки» - даже если бы он не написал ничего другого, то уже увековечил бы своё имя в музыкальной истории нашей страны.
Среди исполнителей песен А. Островского были такие отечественные звезды как Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль и другие.
А очередной творческий вечер в Музыкально-поэтической гостиной открылся авторским стихотворением ее руководителя - Павла Пикалова: «Музыка сердца». И оно оказалось очень созвучно песням на музыку Аркадия Островского «Слушай сердце» и «Время» из репертуара Муслима Магомаева, которые также исполнил Павел Пикалов. Его выступление оказалось не только стильным, но и стилизованным: закрыв глаза, можно было расслышать в баритональном теноре Павла столь знакомые всем баритональные оттенки голоса Муслима Магометовича.
А далее на сцену вышла молодая певица и неоднократная участница данных встреч в Головинском районе, обладательница лирического сопрано Илария Фрейман. Именно она исполнила ту самую песню, которая на протяжении уже более полувека «остается с человеком», - с каждым, кто влюблен в музыку. И хотя с этой песней слушателям обычно представляется исключительно мэтр отечественной эстрады, красивый и звонкий голос Иларии сумел покорить сердца зрителей. А далее девушка спела песни «Лунный камень» и «Как провожают пароходы» - тоже авторства Аркадия Островского.
А следующим участником музыкально-поэтического вечера стал Василий Короленчук. Его выступление оказалось очень проникновенным, по человечески простым, спокойным и успокаивающим. Своим исполнением он сумел ненадолго вернуть зрителей в прошлое: в юношеские годы, а потом и в детство. Вначале Василий исполнил песню А. Островского на стихи Льва Ошанина «А у нас во дворе». Эта песня - рассказ о первой юношеской любви. После чего спел знакомые каждому советскому и российскому малышу «Спят усталые игрушки» на слова Зои Петровой. А закончил выступление Василий Короленчук своей любимой песней «Надежда». Ее авторами является, наверное, самая известная творческая семейная пара нашей страны – композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов. Их творчество, как и творчество А. Островского, составляет сокровищницу отечественного песенного искусства.
А следующий участник вечера - бывший ученик Павла Пикалова по
классу музыкальной аранжировки Константин Козлов - сыграл на синтезаторе две свои авторские композиции: «Подготовка пилотов» и «Коридорная разборка». Как и в предыдущие выступлениях Константина, его музыка была очень динамичной, а местами – как будто даже «космической».
А далее к зрителям снова вышел руководитель гостиной Павел Пикалов. Он напомнил о том, что 1-го феврале этого года свой 70-летний юбилей отпраздновал советский и российский автор и исполнитель в жанре бард-рок, певец, композитор, поэт-песенник Юрий Лоза. И в честь этого события Павел Пикалов исполнил под гитару самую известную песню Юрия Лозы «Плот».
А далее Павел представил зрителям свою авторскую песню «Музыка в метро». Но так называется не только песня, но и большой проект в российской столице, давним участником которого как раз и является Павел Пикалов. Более того, несколько лет назад проводился конкурс на звание лучшего артиста проекта «Музыка в метро». И, по итогам онлайн голосования, победителем конкурс стал именно он. А что касается данной песни, то написана она была давно - как только появился проект, однако позже Павел немного изменил текст, сделав его более актуальным и универсальным. Сейчас появилась новая версия песни.
«…Музыка в метро дарит настроенье,
Музыка в метро - это наслажденье.
Заливай фото, фото и видео
С хэштэгом #музыкавметро…», - пел Павел Пикалов. И казалось, что все мы уже мчимся в вагонах столичной подземки не только под ритмичный стук колес, но и под бодрящую и ритмичную мелодию музыканта.
Ну а после этих виртуальных покатушек, конечно же, всегда нужно возвращаться домой. «Я возвращаюсь домой» - так называется известная вокальная миниатюра для голоса - вокализ, которую в свое время исполнял Муслим Магомаев. А в этот февральский вечер ее исполнил Павел Пикалов. Музыку к вокализу тоже написал Аркадий Островский. И опять, закрыв глаза, можно было подумать, что на сцене – знаменитый советский певец. Зрительный зал взорвался в аплодисментах и криках «Браво!».
А далее музыкальную составляющую гостиной продолжила поэтическая. Соведущая Нина Борисовна Пикалова напомнила о том, что 13 февраля исполнилось ровно 255 лет со дня рождения великого русского баснописца, писателя и публициста Ивана Андреевича Крылова. Прошло более двух веков, а его басни не только не устаревают, а становятся еще актуальнее. Более того, многие фразы из этих басен уже стали афоризмами.
Поэтому следующая участница Музыкально-поэтической гостиной - Светлана Новокрещёнова прочитала две басни Ивана Крылова на злобу сегодняшнего дня: «Осёл и соловей», «Прохожие и собаки», а также 2 стихотворения «Зимнее» и «А любовь остается жить» поэта Сергея Острового, с которым сотрудничал Аркадий Островский.
А продолжил поэтическую страничку гостиной ее руководитель. «Прекрасный сон» - так называлось его авторское стихотворение – красивое, нежное и очень романтическое:
«Я сплю как в колыбли нежной, прекрасный сон боюсь спугнуть.
Как в страсти буйной и мятежной с тобой хотели утонуть.
Я дремлю в нежной колыбели, мой сон тобою опьянен,
Мы песни чувствами согреем среди березок и сосен…».
А после этого состоялись две премьеры: песни и клипа дуэта «Ма&Па». Его участниками являются родные брат и сестра - Мария Павлова и Павел Пикалов. Автор слов и музыки песни «Мой путь» - Мария Павлова. Однако перед премьерой песни, как и полагается, состоялась её презентация, на которой Мария немного рассказала о своем жизненном пути и о том, что помогает ей добиваться целей в жизни и исполнять желания. Более того, она даже поделилась со всеми присутствующими в зале и онлайн-зрителями личными уникальными лайфхаками по «сбычи мечт». После чего предложила всем интересующимся, но не верящим, загадать желания во время исполнения ее авторской песни. Также она обратилась ко всем с призывом путешествовать не по загранкам, а по родной стране. Потому что только родная земля наполняет людей энергией, просветляет ум и является «местом силы» для исполнения любых желаний.
Меж тем, время отведенное для Музыкально-поэтической гостиной неумолимо приближалось к концу. По традиции, закрывало юбилейную гостиную выступление ее бессменного руководителя. Павел Пикалов исполнил две песни Аркадия Островского: «Голос Земли» и «Пусть всегда будет Солнце». И хотя эти композиции были написаны многие десятилетия назад, в наши дни они звучат не менее актуально.
Кстати, отдельного внимания заслуживает песня «Пусть всегда будет Солнце». Несмотря на ее всемирную популярность, мало кто знает, что существует целая легенда о том, когда и как появились строчки «Пусть всегда будет солнце…». Утверждается, что им уже 96 лет. В 1928 году их сочинил простой советский мальчик Костя Баранников. По легенде, в возрасте 4-х лет мальчик поинтересовался у мамы значением слова «всегда». После объяснения Костя и придумал знаменитое четверостишье про солнце, небо, маму и себя.
Через год об этой истории написала Ксения Спасская - автор статьи для журнала «Родной язык и литература в трудовой школе». После этого слова «пусть всегда будет мама» процитировал в своей книге «От двух до пяти» Корней Чуковский, а классик советского плаката Николай Чарухин для одной из демонстраций к 1 Мая нарисовал плакат «Пусть всегда будет солнце!». Плакат, в свою очередь, приглянулся поэту Льву Ошанину. И уже он в 1962 году написал полный текст песни, используя в припеве четверостишие, придуманное 4-летним ребенком. Правда, по другим данным, плакат все же увидел Аркадий Островский и предложил Ошанину написать песню, дополнив ее стихами мальчика. Но сути это не меняет. Триумфальное шествие песни по планете началось.
В 1963 году популярная в СССР певица Тамара Миансарова отправилась на музыкальный фестиваль в польский Сопот именно с этой композицией. И победила. Поляков тогда впечатлила не только музыка и смысловое содержание, но и само исполнение. В первом и третьем куплетах 31-летняя девушка пела мальчишеским дискантом. Из-за этого создавалось впечатление, будто на сцене ребенок, рассказывающий о страхе войны. Тамара Миансарова стала первой советской победительницей конкурса. В последующие полвека повторить эту победу смогли только Лещенко, Понаровская и Пугачева.
И еще один факт. Правда уже не слишком приглядный. В 1964-м году будущий участник легендарной шведской группы «ABBA» Бьорн Ульвеус и бойз-бэнд «The Hootenanny Singers» записали песню «Gabrielle». В ней невероятным, но совершенно очевидным образом угадывалась музыка Аркадия Островского к песне «Пусть всегда будет Солнце», хотя в авторстве скромно указывалась «народная музыка». И даже когда «Gabrielle» стала хитом и прогремела по всей Европе, никаких соглашений с советским композитором никто не заключил. Только после 1973 года, когда Советский Союз присоединился к Конвенции по авторским правам, шведы «вспомнили» о настоящем авторе этой музыки – Аркадии Островском.
Кстати, видео с исполнением песни «Пусть всегда будет Солнце» Тамарой Миансаровой, а также видео ее «коллег» из толерантной Швеции легко ищутся в Интернете.
А возвращаясь к Музыкально-поэтической гостиной, ее ведущий Павел Пикалов напомнил о том, что проведение нынешнего творческого вечера было бы невозможно без работы и поддержки целого коллектива. Без руководителя Библиотеки № 44 имени В. Г. Короленко Светланы Вячеславовны Зайцевой и ее сотрудников, без технических помощников: звукорежиссера Константина Малофеева, фотографа Марии Павловой, видеооператоров Дмитрия Павлова, Светланы Новокрещёновой и Оксаны Иньшиной, а также Нины Борисовны Пикаловой - кандидата искусствоведения, члена Художественного совета, автора сценария и соведущей нынешней встречи.
Также Павел Пикалов добавил, что данное мероприятие носит общественный, благотворительный характер, а все желающие могут написать свой отзыв о нем в специальной «Книге отзывов».
Далее, по сложившейся традиции, все участники и зрители вышли на сцену для коллективного фото на память.
Следующая Гостиная состоится 12 марта. Она будет посвящена «Весенним напевам масленицы».
Необходимо напомнить, что предыдущая Музыкально-поэтическая гостиная Павла Пикалова состоялась в январе и стала своеобразным творческим подарком для зрителей.