4 мая 2025 года я попала по приглашению знакомой на «Войну и мир» в Московский молодежный театр, располагающийся по адресу ул. Руставели, 19 (1 минута от метро Бутырская). Этот спектакль стал даже для меня открытием, хотя по образованию я учитель, филолог, много читаю, меня мало чем можно удивить, особенно прочтением произведений из школьной программы. Удивительно, но все зрители, а именно дети, взрослые, а также люди с ограниченными возможностями, сидели затаив дыхание. А все потому, что режиссер смог соединить историю, любовь, войну, балы, философию в одно единое целое и рассказать об этом за полтора часа.

Мне, если честно, даже глазом моргнуть некогда было. Актеры настолько талантливы, что когда я плакала, слезы текли не у меня одной, а у всего зала сжимало горло, когда я смеялась, дети вообще пищали от восторга, когда я сжимала кулаки, переживая вместе с Андреем Болконским и Наташей Ростовой, рядом со мной соседи просто вжимались в кресло, а рядом раздавался хруст пальцев человека, который от напряжения потирал пальцы.

Хоть билеты были на дальние места, но администрация за 4 минуты до начала любезно сообщила всему залу, что желающие могут пересесть абсолютно на любые свободные места. И это позволило мне попасть на первый ряд и быть в самой гуще событий, практически стать самой героиней. К тому же такой ход сблизил весь зал, так все предпочли сесть рядом, поближе, стало очень уютно. Я буквально влилась в сюжет, актеры были не только на сцене, они выходили по центру между нами, что в буквальном смысле создавало эффект попадания нам самим в историю, в отдаленные 1864 – 1869 года. Обычно музыка немного сбивает, но только не в этом случае: многочисленные песни В. Высоцкого так гармонично влились в сюжет, что можно было решительно подумать о том, что они написаны именно для этого произведения. Подпевал весь зал, а я, придя, домой, решила переслушать их, так как теперь эти мелодии и слова приобрели совершенно другой окрас.
.jpg)
В спектакле были задействованы дети, подростки и взрослые. Наташа Ростова выросла у нас в прямом смысле на глазах: от маленькой девчушки до красавицы, разбившей сердце Андрея Болконского. И этот уникальный в своем роде ход ускоряет время в спектакле. И если в самом начале я даже представления не имела, как можно сделать что-то настоящее без декораций (на сцене не было ничего, кроме пары тройки ящиков), то в конце постановки я убедилась, что с помощью творческих людей ( в этом спектакле их задействовано несколько десятков) ты вообще забываешь о том, где ты, тебе не важен интерьер. Обычно я всегда смотрю на часы, чтобы узнать, когда закончится. Но в этот раз я не взглянула, не хотела расстраиваться, узнав, что время на исходе. Минуты пробежали незаметно из-за стопроцентной увлеченности сюжетом. Были интерактивы: мы всем зрительским залом сражались с Наполеоном, кидая в него ядрами из-под пушек. Да-да! Мы били врага, посмевшего напасть на Москву, утяжеленными шариками, замаскированными под оружия, которые актеры умело, сюжетно, не выходя из рамок произведения, по-разному раскидали зрителям. Это было забавно, необычно и очень патриотично!

В наше непростое время, когда необходимо воспитывать любовь к Отчизне, смелость, патриотический дух – это своего рода уникальный театральный наглядный урок. Искусство призвано воспитывать и направлять. Очень важно приобщать не только молодежь, но и окружающий мир к хорошему, благостному. Любовь большая всегда начинается с любви к малому, а в данном случае к Родине. И здесь, на сцене, трагично переплелись все виды любви, вызвав бурю эмоций в сердцах каждого присутствующего в зале.
.jpg)

Данный театр работает под руководством режиссера Вячеслава Спесивцева, народного артиста России, которому уже исполнилось 83 года! Он сам перед началом спектакля да и после него вышел на сцену, разговаривал со зрителями, настроив нас всех на нужную волну. Чувства юмора и превосходной физической формы ему не занимать. От него мы и узнали, что в постановке задействованы не только заслуженные артисты РФ, начинающие свою карьеру актеры, ученики, но и его сыновья Василий и Семен, которые фантастически играют во многих постановках, в том числе и этой. Получается, что театр — это целая семья. Возможно, поэтому так все смотрится гармонично, богато и талантливо. Меня всегда восхищали люди, которые могут всей семьей делать одно единое дело, так как для меня «СЕМЬЯ» — это наивысшая ценность в жизни, данная Богом. Удержать родственников вместе, вдохновить на служение искусству, посвятить жизнь одной профессии – такая задача по плечу только сильным и идейным людям, коим и является творческий, удивительный и неповторимый Вячеслав Спесивцев.

Благодарю Лизу Лукошникову, которая иногда отдает пригласительные билеты нашей группе «Хорошо погуляем» тем, кто не может попасть в театр из-за финансовой составляющей. Теперь театралы могут это сделать качественно в праздничные дни абсолютно бесплатно. Хорошо, что есть такие люди, которые дают возможность прикоснуться к искусству, полюбить его, стать частичкой идеи автора, полюбить театр.
Ну и напоследок сюрприз: у всех желающих была прекрасная возможность сфотографироваться с уже полюбившейся труппой театра.

Режиссер выпустил книгу под названием «Театр будущего», в которой приоткрывает тайны своего мастерства и заставляет полюбить дело, которым он занимается. Актеры не просто развлекают публику, они воспитывают ее, развивают творческие способности и повышают эмоциональную отдачу, которая важна при взаимодействии с миром.

