16 октября 1918 года в городе Москве была создана Научная Автомобильная Лаборатория (НАЛ), которой в 1930 году были предоставлены земли в Лихоборах на окраине Москвы в новых границах 1917 года.
В 30-х годах Научно-автомоторный институт, (бывшая НАЛ) был переименован в НАТИ, то есть Научно-автотракторный институт. Напоминанием об этом отрезке в истории института служит станция «НАТИ» Октябрьской железной дороги, на которую можно перейти с остановочного пункта «Лихоборы» МЦК.
На разработках института выросли основные конструкторы авиадвигателей А.А. Микулин и В.Я. Климов. Целью координации моторостроения в стране НАМИ являлась деятельность разработки оборонной и гражданского назначения.
Основным направлением по автомобильной тематике были разработки двигателей для развивающегося в Советском Союзе авто - тракторного производства испытания новейших зарубежных авиационных двигателей и тракторов, сопоставление результатов испытаний, сравнительный анализ, что с научной точки зрения позволяло выявлять недостатки при создании собственных образцов техники.
Научный институт в Лихоборах разрабатывает и привлекает к работе инженерно–технических работников, окончивших высшие учебные заведения в Императорской России, а на заводы и фабрики шли крестьяне и их дети, надеясь на мечту о победе коммунистического производства. Советским правительством было принято решение об обучении грамотных лиц на заводах – ВТУзах из комсомольского актива руководителей производственными процессами и разработчиков новых технологий.
Научный автомоторный и автотракторный институт работал с непосредственными создателями машинных парков серийного производства.
Такие связи были с заводами «ЗиС» и Горьковским государственным автозаводом.
Грузовые автомобили участвовали в различных пробегах по Великой стране, занимающую 1/6 часть земной поверхности нашей планеты.
Это были проверки на прочность всех деталей и узлов той техники, которая была создана из металла, дерева и резин собственного производства.
А сердце любой машины – это «пламенный мотор», оживляющий механизм, необходимый народному хозяйству Родины.
В Политехническом музее в городе Москве мы видим первый легковой автомобили марки «НАМИ-1». Этот вариант легковой машины предназначался как для обслуживания семей, так и для военно-оборонных целей для высшего комсостава.
У машины можно увидеть всю ходовую часть, рулевое управления автомобилем, которое изучались раньше в классах автодела.
Наряду с этим Правительство страны поставило задачу о всеобщем среднем образовании.
В 1938 году НАМИ разрабатывает шестицилиндровый прогрессивный дизельный двигатель М-21 для автомобиля «ЗИС-5».
А уже на автомашине «ЗИС-6» устанавливался гвардейский миномёт «Катюша», а сам автомобиль приобретал шифр «БМ-13».
Наряду с автомашинами в институте разрабатываются и тракторные образцы, как для сельского хозяйства, так и для различных типов автомашин - вездеходов.
Институт также разрабатывал автомобили на полугусеничном ходу.
Это автомобили «НАТИ-2» и «НАТИ-ЗИС-42».
Институт развивает линию автобусов и троллейбусов для перевозки как внутри городов, так и по предвоенным грунтовым дорогам.
По заказам для нужд обороны страны разрабатываются штабные автобусы.
Вскоре Президиум Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в подъёме сельского хозяйства и за перевыполнение показателей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в течение двух лет в 1937г. и 1938г. наградил участника выставки – Научно-исследовательский автотракторный институт НАТИ Орденом Красного Знамени.
Разработки в тракторостроении занимали не малое место в работе института.
Учитывая значительное увеличение объема работ, НАТИ 1 апреля 1940 года приказом народного комиссара среднего машиностроения СССР институт был переведен в первую категорию.
На фашистских картах 3-го Рейха Лихобры, на которых располагался институт, в 1942 году обозначались в квадрате «оборонная промышленность».
Производство тракторов для колхозных МТС были востребованы из-за высокой проходимости.
Стране были нужны не только колесные машины, но и на гусеничном ходу.
Таким тружеником полей являлся трактор.
Трактористы, владея трактором, в Красной Армии становились танкистами. Управление в наших танках было сродни тому, которое использовалось на лесосеках, в строительстве, а во время войны трактор заменял «ЗиС-6», принимая на свои плечи реактивные установки «Катюша».
После войны, во время которой работники НАМИ изготавливали снаряды реактивные снаряды, сооружали оборонительные линии на этом участке границы Москвы, страна продолжила наработки в улучшении своих детищ и создании новых «стальных коней».
В память о тех, кто отдал свои жизни за Родину на фронтах Великой Отечественной войны, люди науки установили большую стелу на территории НАМИ, чтобы никто из погибших не был забыт.
В 1950 году при планировании дорожно – уличной сети Тимирязевского района города Москвы было принято назвать улицу между Окружной железной дорогой до Лихоборской набережной в честь института – орденоносца: Автомоторная улица.
Спасибо! Очень интересно
Благодарю! Очень интересно!
Хочу заказать