Опубликовано 13.09.2020 17:45
 44

16 октября 1918 года в городе Москве была создана Научная Автомобильная Лаборатория (НАЛ), которой в 1930 году были предоставлены земли в Лихоборах на окраине Москвы в новых границах 1917 года.

В 30-х годах Научно-автомоторный институт, (бывшая НАЛ) был переименован в НАТИ, то есть Научно-автотракторный институт. Напоминанием об этом отрезке в истории института служит станция «НАТИ» Октябрьской железной дороги, на которую можно перейти с остановочного пункта «Лихоборы» МЦК.

На разработках института выросли основные конструкторы авиадвигателей А.А. Микулин и В.Я. Климов. Целью координации моторостроения в стране НАМИ являлась деятельность разработки оборонной и гражданского назначения.

Основным направлением по автомобильной тематике были разработки двигателей для развивающегося в Советском Союзе авто - тракторного производства испытания новейших зарубежных авиационных двигателей и тракторов, сопоставление результатов испытаний, сравнительный анализ, что с научной точки зрения позволяло выявлять недостатки при создании собственных образцов техники.

Научный институт в Лихоборах разрабатывает и привлекает к работе инженерно–технических работников, окончивших высшие учебные заведения в Императорской России, а на заводы и фабрики шли крестьяне и их дети, надеясь на мечту о победе коммунистического производства. Советским правительством было принято решение об обучении грамотных лиц на заводах – ВТУзах из комсомольского актива руководителей производственными процессами и разработчиков новых технологий.

Научный автомоторный и автотракторный институт работал с непосредственными создателями машинных парков серийного производства.

Такие связи были с заводами «ЗиС» и Горьковским государственным автозаводом.

Грузовые автомобили участвовали в различных пробегах по Великой стране, занимающую 1/6 часть земной поверхности нашей планеты.

Это были проверки на прочность всех деталей и узлов той техники, которая была создана из металла, дерева и резин собственного производства.

А сердце любой машины – это «пламенный мотор», оживляющий механизм, необходимый народному хозяйству Родины.

В Политехническом музее в городе Москве мы видим первый легковой автомобили марки «НАМИ-1». Этот вариант легковой машины предназначался как для обслуживания семей, так и для военно-оборонных целей для высшего комсостава.

У машины можно увидеть всю ходовую часть, рулевое управления автомобилем, которое изучались раньше в классах автодела.

Наряду с этим Правительство страны поставило задачу о всеобщем среднем образовании.

В 1938 году НАМИ разрабатывает шестицилиндровый прогрессивный дизельный двигатель М-21 для автомобиля «ЗИС-5».

А уже на автомашине «ЗИС-6» устанавливался гвардейский миномёт «Катюша», а сам автомобиль приобретал шифр «БМ-13».

Наряду с автомашинами в институте разрабатываются и тракторные образцы, как для сельского хозяйства, так и для различных типов автомашин -  вездеходов.

Институт также разрабатывал автомобили на полугусеничном ходу.

Это автомобили «НАТИ-2» и «НАТИ-ЗИС-42».

Институт развивает линию автобусов и троллейбусов для перевозки как внутри городов, так и по предвоенным грунтовым дорогам.

По заказам для нужд обороны страны разрабатываются штабные автобусы.

Вскоре Президиум Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в подъёме сельского хозяйства и за перевыполнение показателей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в течение двух лет в 1937г. и 1938г. наградил участника выставки – Научно-исследовательский автотракторный институт НАТИ Орденом Красного Знамени.

Разработки в тракторостроении занимали не малое место в работе института.

Учитывая значительное увеличение объема работ, НАТИ 1 апреля 1940 года приказом народного комиссара среднего машиностроения СССР институт был переведен в первую категорию.

На фашистских картах 3-го Рейха Лихобры, на которых располагался институт, в 1942 году обозначались в квадрате «оборонная промышленность».

Производство тракторов для колхозных МТС были востребованы из-за высокой проходимости.

Стране были нужны не только колесные машины, но и на гусеничном ходу.

Таким тружеником полей являлся трактор.

Трактористы, владея трактором, в Красной Армии становились танкистами. Управление в наших танках было сродни тому, которое использовалось на лесосеках, в строительстве, а во время войны трактор заменял «ЗиС-6», принимая на свои плечи реактивные установки «Катюша».

После войны, во время которой работники НАМИ изготавливали снаряды реактивные снаряды, сооружали оборонительные линии на этом участке границы Москвы, страна  продолжила  наработки в улучшении своих детищ и создании новых «стальных коней».

В память о тех, кто отдал свои жизни за Родину на фронтах Великой Отечественной войны, люди науки установили большую стелу на территории НАМИ, чтобы никто из погибших не был забыт.

В 1950 году при планировании дорожно – уличной сети Тимирязевского района города Москвы было принято назвать улицу между Окружной железной дорогой до Лихоборской набережной в честь  института – орденоносца: Автомоторная улица.

 

 

Головинский и соседи  История победы.  История 

Виктор Горяев

Виктор Горяев

Старожил района… Почётный ветеран Москвы – ветеран труда, Почётный сертифицированный бухгалтер по версии Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Консультант по правовому обеспечению управленческой деятельностью.

Все новости автора

0 Татьяна Павловна Симакова 15.09.2020 20:00

Спасибо! Очень интересно

0 Александр Новиков 29.09.2020 22:40

Благодарю! Очень интересно!

0 Илья 08.12.2021 07:55

Хочу заказать

1131
^ Наверх