Опубликовано 23.11.2022 10:59
 29

1.

Представления об энергетике человека уходят корнями в древность. Великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев продолжил путь древних философов - сторонников бестелесного эфира.

 Лев Гумилев разделил людей на 3 группы по психосоматической энергии, расходуемой ими в виде целенаправленной деятельности. Это врожденное качество он определил как пассионарность (от слова passion,  пер. страсть).

I группа - Пассионарии. Обладают способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем требуется для личного и видового самосохранения. Их характеризует активность, стремление к трудносуществимым целям и готовность пойти на любые жертвы ради их достижения. Легко становятся лидерами.

Пассионарии перемещали толпы, караваны, армады, легионы.

II группа - Гармоничные личности. Производят столько работы, сколько требуется для поддержания своей жизни и жизни потомства. За счет этого полноценно адаптируются в окружающей среде. Меньше рискуют, нежели пассионарии.

Природа труда двояка. Пассионарии  производят много работы, однако хотят управлять и присваивать. Гармоничные личности любят труд, если приучены к нему с детства. Субпассионарию труд подарит силы, если он полюбит свое дело.

III группа - Субпассионарии. Не могут абсорбировать из внешней среды достаточное количество энергии для личной и видовой адаптации. Быстро устают. Склонны к избеганию ответственности. Часто занимают периферийные позиции в социуме.

По мнению древних врачей меланхолия является результатом дисгармонии между физическими флюидами и доминированием черной желчи.

Каждый тип играет ключевую роль в истории этносов. При этом Лев Гумилев доказывает, что всплески пассионарности в обществе имеют внеземное, космическое происхождение.

Древние знали, что природа дарит силы, восстанавливает внутренний баланс.

Эта теория совершила революцию, пролив луч на тайны возникновение и гибели цивилизаций. Однако стоит также отметить прорыв, произведенный теорией Гумилева в области знаний о человеке.

 

2.

Разворачивая данную классификацию мы видим три качественных уровня, расположенных по одной оси. Однако выйдя за пределы одноосного развертывания можно получить большую палитру типов характера по проявлению пассионарности.

 Поэтому на основе теории Гумилева был построен треугольник пассионарности, раскрывающий тайны энергетики человека в двухмерном преломлении.

В основе лежит не стандартная осевая, а трехточечная схема, где качества индивида будут определяться близостью к одним точкам и отдаленностью от других.

В верхней и нижней точках треугольника находятся крайние типы личности: I – сверхпассионарный и II – экстрасубпассионарный.

Гармоничные проявления тоже можно рассмотреть как крайность. Примером может служить температура. Холодостойкие и жаровыносливые этносы развивают механизмы терморегуляции, защищают свои жилища, носят закрытые одежды. В отличие от тех, кто живет в комфортных условиях.

Из этого можно сделать вывод, что уравновешенность придает системе особые качества, которые можно противопоставить несбалансированным крайностям.

Поэтому III - гармоничный стабильный тип также помещен в один из углов треугольника, сбоку от всей фигуры.

Между точками I, II и III расположены 6 промежуточных типов. Так пассионарий V не завоюет империю, но благоустроит город. Субпассионарии VII, VIII периодически ощущают нехватку энергии, но для них это не критично.

3.

Далее представлены описания ко всем типам характера согласно уровню пассионарности и стабильности проявления данного качества.

 

I. Сверхпассионарии. Природа даровала людям этого типа мощный внутренний аккумулятор. Стремясь избавиться от “перегрева”, они претворяют свою энергию в бурную деятельность. Их отличает вера в неограниченность своих возможностей, стремление к целям, часто иллюзорным, сверхнапряжение и жертвенность ради их достижения. Поэтому мир сверхпассионария словно окутан дымкой мечты. Они способны собирать вокруг и увлекать за собой людей (пассионарная индукция) и оставляют на планете следы, созидательного или разрушительного характера. Многие известные исторические личности принадлежали к этому типу.

Сверхпассионарии зачинщики баталий, завоеватели и герои.

II. Субпассионарии экстрадепрессивные. Люди часто думают, что они толи больны, толи порочны. На самом деле врожденная пассионарная депрессия может проявлять себя очень многогранно. Лев Гумилев отмечает неспособность сдерживать инстинктивные вожделения, паразитизм, недостаточную заботу о потомстве. У человека нарушен волевой стержень. Жизнь экстрадепрессивной личности проходит не только в тяжелом добывании жизненных благ, но и в поиске способов компенсации энергодефицита. Это определяет своеобразный ритм жизни, при котором человек начинает действовать, лишь доведя все до крайности, когда в стрессе организм черпает энергию из своих резервов.

III. Гармоничные стабильные личности. Их энергетическая корзина наполнена ровно настолько, насколько нужно для безмятежной жизни. Они флегматичны и умеют создавать комфортную атмосферу вокруг себя. Для некоторых философских учений такое состояние духа является идеалом. Однако нужно отметить, что избыток либо недостаток энергии - это импульсы, побуждающие стремиться к изменениям и саморазвитию. Гармоничный индивид стремится упорядочить жизнь в некотором радиусе вокруг себя, однако избегает масштабного действа. Тише едешь - дальше будешь, таков его девиз. Люди этого типа как правило уважают нормы общества. В этногенезе они играют стабилизирующую роль.

IV. Гармоничные нестабильные личности. Этот тип представляет собой золотую середину между тремя вышеописанными крайностями. Им свойственный эмоциональные перепады: вера в свои силы и жажда успеха сменяется ленью и безмятежностью, а после разбитостью и страхом. Из-за таких качелей они легко увлекаемы пассионарными лидерами, при этом сами черпают у тех энергию благодаря пассионарной индукции. В эгрегоре (социальной пирамиде) играют роль опоры и поддержки для пассионария. Большая чуткость заставляет человека лабильно реагировать на внешнюю среду, мобилизовать свои резервы.

Расслоение общества отчасти вызвано пассионарностью. Пассионарии становятся правителями, основывают династии.

V. Пассионарии стабильные. Находятся между сверхпассионариями и гармоничными стабильными личностями. Обладают некоторым избытком жизненных сил, наблюдающимся почти постоянно. Это типичные сангвиники. Они легко увлекают за собой людей и становятся организаторами. Ставят себе цели трудные, но достижимые. Легко приобретают новые знания и навыки, при этом чаще полиглоты нежели сталкеры. Такие процессы, как урбанизация и экономическое развитие связаны, прежде всего, с ними. Люди этого типа подходят под определение Льва Гумилева  -  “пассионарии-предприниматели”. Хотя они могут иметь самые разные профессии.

VI. Пассионарии нестабильные. Находятся между сверхпассионариями и гармоничными нестабильными личностями. Многим кажется, что они излучают счастье, однако им присущи перепады настроений, уныние, внутренний разлад. Источник словно закрывается для них. Лев Гумилев определил людей такого склада как “пассионарии-синьоры”. Признание для них важнее материальных благ. Они склонны идти вслед за сверхпассионариями, создавая группы их сподвижников. Но и сами могут быть лидерами множества последователей. Пассионарии-синьоры проявляют себя в политике, религии, на войне и в творчестве. С ними связано географическое освоение земель.

VII. Субпассионарии стабильные. Находятся между субпассионариями экстрадепрессивными и гармоничными стабильными личностями. Они не способны мобилизовать сразу много энергии, поэтому живут в условиях экономного режима. Это способствует развитию у них таких качеств, как сила воли и бережливость, пунктуальность и способность к выполнению монотонной работы. Представители этого типа боятся новизны, при которой могут больше потерять, чем получить. Часто производят впечатление серых мышек, однако ими руководствуют скрытые амбиции. В обществе они отвечают за стабильность. Впрочем, иногда их малозаметная деятельность приводит к взрывным последствиям.

VIII. Субпассионарии нестабильные. Находятся между субпассионариями экстрадепрессивными и гармоничными нестабильными личностями. Такие люди могут мобилизовать свои силы до пассионарного уровня, но не способны долго удерживаться в таком состоянии. Часто впадают в меланхолию. У них развита интуиция, проявляются творческие способности. При этом они не уверены в своих силах и соглашаются на зависимое, подчас бесправное положение. Легко поддаются пассионарной индукции. Из них получаются преданные последователи идей пассионариев, создающие основание пирамиды-эгрегора. Самодостаточно проявляют себя в медицине, искусстве, науке, работе с животными.

IX. Пассионарно-субпассионарные нестабильные личности. Обладают выраженными качествами пассионариев и субпассионариев, однако лишены признаков гармоничных личностей. Это холерики с резкими колебаниями настроения. Им свойственна субпассионарная глубина переживаний и вдохновение пассионариев. Они непредсказуемы, имеют богатую фантазию и игнорируют общественные штампы. Нестабильные личности - носители футуристического мышления, генераторы новых веяний. В избыточном количестве они становятся катализатором исторических потрясений. Этот тип - законодатели фазы надлома в этногенезе, описанной Львом Гумилевым.

Служители лиры часто имеют пульсирующую пассионарность.

4.

Таким образом можно увидеть девять типов личности человека исходя из параметра психосоматической активности. Приведем примеры из истории, поясняющие классификацию.

Вслед за сверхпассионариями перемещались толпы, а память о них передавали последователи (Чингисхан, Иисус Христос, Петр Первый). Но к иным свершениям людей вели спокойные вожди (Михаил Илларионович Кутузов). Для творцов искусства характерна принадлежность поляризованному IX типу (Микеланджело Буанарроти, Владимир Маяковский, Марина Цветаева). Однако немало шедевров было создано на ровно-позитивной эмоциональной основе (Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Прокофьев).  Склонность к меланхолии говорит о возможном недостатке жизненных сил, но и таких известных личностей немало (Чарльз Дарвин, Пётр Ильич Чайковский, Фридерик Шопен).

А к какому из перечисленных типов личности Вы могли бы себя отнести? Следует учитывать, что треугольник пассионарности это непрерывное полотно вариаций. Варьирует и приспособление к окружающей среде внутри одного типа.

Пассионарность есть врожденная особенность, однако на нее можно повлиять через ЗОЖ, связь с природой, религию, творчество и трудотерапию. Иногда стоит разорвать “высасывающие энергию” отношения. Поэтому все в руках человека.

В статье использовался следующий материал: Л.Н. Гумилев “Этногенез и биосфера Земли”.

 

Образование 

Юлия Чижова

Юлия Чижова

Проживаю в Ховрино. Закончила МГУ. Занимаюсь писательской и научно-исследовательской деятельностью.

Все новости автора

1046
^ Наверх