Бесстыковой путь в мировой практике является наиболее востребованной конструкцией верхнего строения пути, так как по сравнению со звеньевым, бесстыковой путь обладает рядом преимуществ (уменьшение расходов на содержание стыков, тягу поездов, снижение шума). Однако у бесстыкового пути есть и недостаток, который проявляется в виде возникновения в рельсовых плетях температурных напряжений, которые могут привести к выбросу или излому пути.
Одним из методов регулирования напряжённого состояния рельсовых плетей является изменение температуры плети. В мировой практике, одним из вариантов изменения температуры плети является применение специальных рельсовых светоотражающих покрытий (СРСП), препятствующих полному поглощению уровня солнечной радиации металлом рельсовой плети.
Результаты исследований.
По полученным результатам лабораторных и эксплуатационных испытаний объектов, с нанесенным защитным покрытием, разработанным Mankiewicz Gebr. & Co. и JSC VNIIZHT, можно сделать следующие заключения:
- Снижение температуры рельсовых плетей
Среднее снижение температуры рельсовых плетей, достигнутое применением СРСП, в зависимости от погодных условий и времени суток, колеблется в диапазоне 2-4°С. Максимальное зафиксированное снижение температуры рельсовых плетей колеблется в диапазоне 5-6°С.
- Отсутствие признаков саморазрушения покрытия
За период пропуска тоннажа 100-120 млн.ткм.брутто не выявлено признаков саморазрушения покрытия, типа отслаивания, в т.ч. при воздействии на него смазочных материалов при лубрикации.
- Снижение загрязнения покрытия
В ходе исследований выявлено снижение загрязнения покрытия жидкими загрязнителями за счет образования эффекта «стекания» с покрытия загрязняющих материалов, в т.ч. лубрикационной смазки. Также было выявлено значительное снижение загрязнения покрытия при влиянии на него пылевого воздействия.
- Сохранение светоотражающих свойств покрытия
Выявленные эффекты позволяют сохранять светоотражающие свойства в самых сложных условиях работы – постоянная лубрикация и интенсивное запыление, не менее чем на 30% дольше, чем в случае применения стандартных лакокрасочных и иных покрытий. При эксплуатации на линиях с обычными условиями, где практически отсутствуют лубрикация и интенсивное запыление (линии обращения пассажирских поездов, грузовых поездов с преимущественно контейнерными перевозками, линии трамваев и метрополитенов) прогнозное увеличение длительности эффекта светоотражения составляет не менее 50-60% по сравнению со стандартными лакокрасочными и иными покрытиями.
- Снижение вероятности температурного выброса
Определен эффект повышения уровня безопасности движения поездов за счет снижения вероятности появления температурного выброса бесстыкового пути. Расчетное снижение уровня вероятности события – «температурный выброс пути», при достижении значений продольных температурных сил, близких к критическим, составляет в среднем 15-20%, а максимально возможное значение 35%.
Технические условия применения.
Основная область применения светоотражающего покрытия – это участки пути, подверженные длительному воздействию солнечной радиации. Покрытие может быть нанесено на рельсы и рельсовые плети, уложенные на линиях обращения любого вида рельсового транспорта (железнодорожные пути общего и необщего пользования, линии метрополитенов, трамвайные и подкрановые пути).
При типовой конструкции пути (рельсы, железобетонные шпалы, щебеночный балласт) наиболее эффективно применение данного метода в кривых малого радиуса (от 500 м и менее). В том случае, если на пути уложены рельсы типа на ж.б. шпалы, покрытие рекомендуется нанести на рельсы в кривых, с радиусами 1000 м и менее, если уложены рельсы на деревянных шпалах, то покрытие рекомендуется нанести на рельсы, вне зависимости от параметров плана линии. Также рекомендуется наносить покрытие на рельсовые плети, уложенные на мостах.