Ошибки в воспитании, негативно воздействующие на психику детей
- «Дети – мое продолжение». Ребенок есть плоть от плоти, но не дух от духа. Гены наследуются по сложной схеме. А откуда пришел дух неизвестно.
Пример переноса родительских ожиданий:
«Мой сын добъется тех высот, которые я не взял». Не должен, а возможно не может. Иногда нацелить на эти высоты означает разрушить личность.
Также говорят: «Мой ребенок – гордость семьи». Это хорошо с одной стороны, но не слишком ли большая ответственность с другой?
- «Дети должны слушаться». Дети не слушают нотации, а повторяют за родителями. Если родители курят, дети скорее всего закурят. Если швыряют вещи, тоже будут швырять. Если между собой ругаются, и дети будут несдержанны.
Как говорится: «Воспитывают примером».
Рис. 1
- Родители раздражаются и орут: «Что за тупица»! Но это безрезультатно.
Дети обычно копируют, упрощая. Особенно, когда у родителя склонность к деятельности, к которой у ребенка склонности нет.
Например, дома я говорю гадости про людей, но на улице учтив, с друзьями доброжелателен, а с коллегами лицемерен. Ребенок с плохой способностью к общению усвоит только первый навык: дома я говорю гадости про людей. И всё. Это он распространит на все ситуации.
Ребенок плохо усваивает дополнительные формы поведения. Важнее повседневный образ родителя, а не его общественная маска.
- Инициатива наказуема. «Ты все делаешь не так»! «Положи, только испортишь». «Не берись, если не умеешь».
Ребенка не поощряют за неудачную пробу пера, но за копирование.
А что дальше, он вечно будет идти к колену или держаться за юбку?
В результате сознание избирает путь безвольного автоматизма.
- «Ребенка нельзя наказывать». А когда он вырастет, думая, что все должны потакать его капризам, то чем это закончится?
Хуже наказания попытка подкупить. «Я тебе за это дам то-то». Дети, которых часто подкупают, не могут понять тонкости человеческих отношений, упрощая все до торга. Страдает эмпатия.
- «Ты меня довела до того, что я бью тебя». «Ну соври, только сделай как им нравится». «Почему ты не проинтуичил мои желания».
Родители, живущие эмоциями, создают полный сумбур в воспитании. Ещё хуже родители, руководствующихся сомнительной или двойной моралью. Тем самым они создают у ребенка очень странную картину мира.
В результате логического компота, словесного салата и неразрешимых противоречий создаются шизофреногенные паттерны (пути). Нарушается рассудок.
- «Все дети милые». А если дети обижают кого-то, то: «Они же просто играют». Дети могут быть очень злы, особенно если в коллективе есть задира.
Не стоит ставить ребенка в глупую ситуацию, где над ним будут смеяться.
«Надень вот это». А если у них такое носить уже не принято?
Нельзя игнорировать ситуации с детской жестокостью. Но если грубо лезть, они начнут все отрицать. Лучше потихоньку разузнавать про ситуацию.