Опубликовано 24.08.2020 20:08
 31

Для проведения урока, посвященного  Дню воинской славы России    –          5 декабря начала контрнаступления советских против немецко-фашистских войск под Москвой (1941 года) я был приглашен в школу в районе Коптево Северного административного округа Москвы.

  Так как учитель труда для пятиклассников не пришёл на урок, то первый урок со школьниками провёл, не смотря на то, что он не был предусмотрен в моих планах. Предполагалось, что моими слушателями будут восьмиклассники.

  Урок начался на десять минут позже, и я увидел, как опоздавшие на первый урок получали от дежурного бланки объяснительных записок для разъяснения причин  нарушения дисциплины. Для меня было удивительно то, что школьники и школьницы ссылались на то, что они проживают в Головинском районе и районе Ховрино, которые разделяются от района Коптево железной дорогой. Из всех опоздавших только один мальчик сознался в том, что он проспал. Я пояснил ему, что когда мы ходили в его возрасте в школу, то для нас будильником была радиопередача «Пионерская зорька». Девочки объясняли задержку транспортным коллапсом, именуемым в просторечии «пробка».

   Первым моим вопросом у пятиклашек был вопрос места проживания, Эта привычка, которая сложилась при посещении Реабилитационно-учебного интерната № 76.

  Выяснилось, что за знаниями в школу едут не только из трёх упомянутых мною районов, но также их Тимирязевского и районов Сокол и Беговой.

  Так как тематика Дня воинской славы была связана с началом разгрома фашистов под Москвой, то необходимо было рассказать о территориальных границах столичного города, определенных Московской городской Думой в далеком 1917 году по границам Окружной железной дороге и в нашем случае конкретно землями Михалково за кольцом по реке Норишке.

  Для меня было удивительным то,  что дети не знают о том, что Московская  Окружная железная дорога вокруг Москвы сегодня именуется  Московским Центральным Кольцом.

   На оборонной линии 1941 года Москвы, за внешним поясом дороги, строились сооружения, как противовоздушной обороны и фортификации с противотанковыми надолбами, а также окопы с колпаками для ДОТов.

   От оборонной линии, которая располагалась за внешним кольцом железной дороги,  мы перешли к внутренним оборонительным сооружениям, а также двум военным предприятиям.  Это Завод синтетических смол №  5 тогда располагавшимся на Вокзальной улице, которая была переименована уже после войны в улицу Клары Цеткин, а завод сегодня получил окончательное название АО «Научно-производственное предприятие «Дельта». Во время войны заводом № 5  Наркомата боеприпасов было выпущено 342 тысячи взрывателей.

  В пятидесятые годы предприятие «Завод № 5» создаёт первые отечественные радио-взрыватели для полевой артиллерии, для зенитной морской пушки – миномета и для авиабомб.  На заводе «Пластик»- «Дельта» в 80-ые годы создается ряд неконтактных датчиков цели для ракет «земля – воздух», применяемых на самолетах МиГ-29, Су-27 и МиГ -31.

  В 2015 году вымпел с логотипом предприятия «Дельта» побывал на Международной Космической Станции.

  В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

  Также в рассказе было уделено повествование быту рабочих и инженерно – технического персонала, который проживал как в доме, в котором я родился и жил, так и в соседних домах и бараках.

   В порядке шутки я рассказал, что, по современном понятиям, мы жили в «студиях». На фотографии  показан дом после реновации. Это был восьми квартирный дом с четырьмя комнатами в коммунальной квартире. В каждой комнате была печка, которая служила не только индивидуальным обогревательным «агрегатом», а также для приготовления пищи. Комнаты были в 15-ть квадратных метров, и проживать в них могло от 3-х и до 6-ти человек (в нашей семье).

   Приходя  с работы, владельцы комнаты должны её были протопить дровами (кто состоятельнее углём), так как с утреннего отопления печка остывала также как после вечерней топки к утру.

   Жизнь защитников – тружеников работавших на заводах и фабриках была не лёгкой и не смотря на это многие из них шли на строительство тех укреплений, о  которых сегодня напоминают колпаки ДОТов в усадьбе Михалково.

   В районах Коптево, Головино и Войковском были и индивидуальные крестьянские дома. Когда в конце шестидесятых годах мы разносили почту, то сослуживцам по почте на вопрос: «На каком участке сегодня работаешь?»

   Отвечаешь: «Иду в деревню». Перебравшись из Коптево на Авангардную улицу в новенький пятиэтажный дом можно было увидеть остатки деревенской жизни. Как на экскурсию я часто прогуливался по деревне в парке «Дружба», а живность и скот были бесплатным «зоопарком». Эти селяне также пережили невзгоды военного времени. Из этих лачуг многие уходили на фронт, а  заменяли их на заводах их 14-летние дети. Пойти работать в 15 или в 16 лет было незазорным.

    На уроке в 8а классе руководитель представила меня, как и положено: старожил района, Почетный ветеран труда Москвы, журналист.

   Перед звонком на урок один школьник подошел ко мне и сказал: «Для нас та война далёкая». Пришлось переубеждать его.

   Вспомнилась первомайская демонстрация 1964 года, когда в колоне шествующей от метро стадион «Динамо» мы шли к Красной  Площади. В руках у меня была по тем временам редкость. Как самостоятельный рабочий – электротехник я купил себе кинокамеру «КАМА» для восьми миллиметровой киноплёнки. В окуляр кинокамеры попал старик, выглядывающий из окна современной в то время гостиницы «Минск». На его груди красовались четыре Георгиевских солдатских креста. В народ пошёл слух: «Это участник боёв за Шипку!».

   Для нас семнадцатилетних события русско – турецкой войны ХIХ века, также как Первой империалистической войны были тоже далеки.

    Кстати плёнка до сих пор хранится, я в своё время  записал событие на магнитную ленту, а сейчас думаю оцифровать с условным названием «Последний парад Хрущёва, так как на майском военном параде, который принимал Никита Сергеевич Хрущёв - он был главой Правительства СССР, а уже на ноябрьском параде 1964 года мы могли увидеть на мавзолее ЛЕНИНа Леонида Ильича Брежнева.

    В восьмом классе я рассказал и о параде 1941 года, а также о том, что рассказывал пятиклассникам.

  О том, что предшествовали подъему духа армии бомбежки Берлина 8 августа 1941 года авиацией дальнего действия. В этих бомбежках участвовал отец моей жены полярник Василий Макарович Латыгин.

  7-8 ноября 1941 года бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) скидывал свои снаряды на Данциг и Кенигберг (сегодня Калининград). Экипаж самолета обслуживали в полете  одиннадцать летного и технического состава.

   После тяжелого ранения Латыгин В.М. воентехник 2-го ранга вернулся в 1943 году с фронта и поступил на работу на Завод № 41 в Коптево, Наркомата Авиационной промышленности, на котором производился выпуск  авиационных моторов на базе оборудования эвакуированного ЦИАМ. Также как и весь работный люд, инвалид войны трудился для победы над врагом уже не в небе, а на земле. Единственное отличие которое было у Василия Макаровича в том, что он жил в доме на улице Чкалова (Земляной вал) в том доме где проживал до гибели авиаконструктор Владимир Петляков, создатель того самого Пе-8. Инвалид добирался до места работы вначале до метро «Сокол», а далее на трамвае до проходной завода. Отдельные цеха завода № 41 располагались возле станции Братцево Московской Окружной железной дороги.

   Когда немецкие «ассы» Люфтваффе рвались к Москве они старательно хотели попасть по объектам  как железнодорожным, так и военным, а также оставить населения без карточного продовольствия, которое распределялась через Реалбазу при станции Братцево (начало улицы Адмирала Макарова).

   Московское радио и газеты информировали о том, что бомба попала на цех чугунно-литейного завода имени Л. Войкова, который был вблизи Братцево. Были жертвы. Но лозунг «Всё для фронта – Всё для Победы» никто не отменял.

В 1945 году коллектив завода № 41 был награжден Орденом Красной Звезды.

Уже после войны в 1950 году на завод № 41 был направлен Иван Алексеевич Лихачёв, хороший знакомый для Василия Макаровича Латыгина. Тесть В.М. Латыгина  Голяев Дмитрий Васильевич работал над созданием детища автопромышленности Завода имени И. Сталина.

   Если Иван Алексеевич Лихачев был  - красный директор, то Дмитрий Васильевич Голяев был техническим директором, так как окончил ещё Императорский Новочеркасский институт. Чекист из рабочих  Иван Алексеевич Лихачев и инженер Голяев Дмитрий Васильевич  были после реконструкции  и модернизации завода АМО награждены орденами Ленина

    С приходом Ивана Алексеевича Лихачева завод № 41 и под его руководством был организован выпуск первых ЗУР В-300.

  С 1967 года завод получил названия Московский машиностроительный завод «Авангард», а  улица, на которой были выстроены многоквартирные дома работникам завода,  в честь легендарного завода № 41 получила название Авангардная улица.

  Но на заводе продолжались разработки и выпуск новейшей  ракетной техники.

  И сегодня приятно читать о том, что создан российский подвижной грунтовый ракетный комплекс «Авангард» стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой.

  После урока уже на перемене ребята подошли и задавали вопросы о ракетном комплексе кинжал.

  Их интересовал авиационный ракетный комплекс кинжал на базе модернизированного самолета МиГ-31 (МиГ – 31К).

Урочного времени не хватило, чтобы рассказать обо всех новинках и творческих наработках в наших районах воинской славы.

Я пообещал ещё встречаться ними и подробнее рассказать о том, как проходила срочная служба моего внука в авиационно-космических войсках на аэродроме «Чкаловский».

В память о нашей встрече мы сфотографировались на добрую память и с пожеланиями друг другу здоровья и мирного неба над нашими головами.

  Пожелать всем того, что бы на них не сыпались ни вражеские бомбы, которые  были сброшены фашистскими извергами 5 декабря 1941 года на наши районы бывшего Тимирязевского района.

  Нашим родителям, а также бабушкам и дедушкам школьников, не имевшим навыков в тушении зажигательных снарядов, приходилось защищать свои строения. Они работали на предприятиях и фабрике для нужд фронта, а также обеспечивали столицу необходимыми материалами и съестными припасами доставляемые по железным магистралям, а весной и летом на огородах при бараках и домах, на клумбах выращивали овощи.

   Палисадники военного времени кормили горожан трудового фронта окраины столицы нашей Родины: Москвы картофелем, капустой, огурцами и помидорами.

   С праздником – Днём воинской славы началом великой Победы Советского народа над фашизмом.

        На фото МиГ-31К с «кинжалом» под фюзеляжем.

   Напоминанием о контрнаступлении Красной Армии пода Москвой в декабре 1941 года и трудовом подвиге жителей во многих домах служит медаль, которые получали как военнослужащие и вольнонаемный состав, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне Москвы в период с 22июля 1941 года по 25 января 1942 года.

Медаль «ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 мая 1944 года. В этом году у этой медали юбилей – 75 лет со дня первых вручений.

В наших районах проживают ветераны войны, которые с гордостью носят эту награду.

Некоторые труженики тыла получили справки о том, что они участвовали в защите столицы, так как медалей не хватало.  В домашних архивах бережно хранятся бесценные документы. Многие красноармейцы также не получили медали так как после разгрома фашистов под Москвой были отправлены на другие участки боевых действий.

Но Правительство Москвы не забывает о своих героях и выпускает юбилейные знаки о том событии.

Так к 75- летию обороны Москвы был выпущен знак «Битва за Москву» повторяющий аверс медали 1944 года.

 

История победы.  История 

Виктор Горяев

Виктор Горяев

Старожил района… Почётный ветеран Москвы – ветеран труда, Почётный сертифицированный бухгалтер по версии Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Консультант по правовому обеспечению управленческой деятельностью.

Все новости автора

1131
^ Наверх