Опубликовано 31.01.2020 14:37
 211

Наверное, каждый студент в России знает, что покровительницей студентов является святая мученица Татиана, а покровителем школьников и вообще маленьких детей - преподобный Сергий Радонежский. Однако мало кто догадывается о том, что не только эти святые подают благодатную помощь с небес всем, обращающимся к ним отрокам, отроковицам, юношам и девушкам.

В сонме угодников Божиих, предстоящих престолу бессмертного Царя есть еще один, малоизвестный у нас святой покровитель детей.

Святой Стилиан родился в Пафлагонии – северной области Малой Азии, лежащей на черноморском побережье напротив полуострова Крым. Пафлагония граничила с такими  значимыми  землями, как Понт и Вифиния. Через Понт и Вифинию  пролегал маршрут миссионерского путешествия  святого апостола Петра, позже написавшего Первое соборное послание христианам этих земель. В современном же мире историческая Пафлагония относится к Турции.

Точной даты рождения святого установить не удалось, считается, что он появился на свет  между 400 и 500 годами по Рождестве Христовом в городе Адрианополе, где Константин Великий одержал победу над  Лицинием в 323 году.

О житии святого Стилиана написано мало, но  известно, что он происходил из состоятельной семьи. Однако с детства он отличался от избалованных детей обеспеченных родителей: не страдал алчностью и любовью к деньгам, был послушен, с детских лет пытался жить аскетической жизнью.

В пору юности, не давая увлекать себя всяческим, свойственным возрасту, дурным порывам, он содержал в чистоте и душу и тело, а достигнув совершеннолетия, продал свое наследство, раздав деньги беднякам. Несмотря на скудную информацию о жизни святого Стилиана, практически во всех его жизнеописаниях приводится такая фраза, которую он произнес, расставшись с богатством: «Я ски­нул тя­же­лый якорь, ко­то­рый дер­жал ме­ня на при­вя­зи же­ла­ний мо­е­го пад­ше­го те­ла. От­ныне от­крыт пе­ре­до мной путь к ис­тин­ной жиз­ни».

По преданию, оставив себе из всего немалого наследства лишь одежду, которая была на нем, благочестивый юноша удалился в один из малоазийских монастырей, где принял постриг. В монастыре святой Стилиан удивил всех своими духовными подвигами: он держал строжайший пост, был образцом смирения и пламенной молитвы.

Прежде всего, жизнь в монастыре основывается на абсолютном отсечении собственной воли и послушанию своему духовному отцу – старцу. В древних патериках мы с удивлением читаем об образцах такого послушания, результатом которого являлись настоящие чудеса. Один из примеров таких чудес мы можем видеть в отечнике святителя Игнатия Брянчанинова. Вот о чем он повествует.

Однажды старец  взял высохшую палку, воткнул ее в землю на горе и приказал своему ученику каждый день поливать ее, пока она не начнет плодоносить. Источник с водой находился так далеко от монастыря, что нужно было отправляться за ней ранним утром, чтобы принести воду поздним вечером. По прошествии трех лет дерево ожило и принесло плод. Старец взял его, отнес в церковь и сказал: братии: придите, вкусите от плода послушания.

            Второе, что должен непрестанно творить монах- это вести борьбу с дьяволом. Обычно он предпринимает любые попытки к тому, чтобы инок оставил монастырь. Усугубляется тяжесть послушаний, портятся отношения с братией, даже с игуменом, здоровье начинает сильно подводить, а то и наоборот – обостряются плотские чувства и  появляется тяга к более комфортной жизни.

            Третье условие монашеской жизни –борьба с миром, который сам не хочет оставлять монаха в монастыре: если тот достиг каких-либо духовных подвигов, о нем узнают люди, приходят за духовными советами и наставлениями, за просьбами о молитве, за благословениями и так далее. Таким образом, монастырь превращается в проходной двор, с сопутствующим нарушением уклада иноческой жизни, постоянными отвлечениями насельников обители от послушания и молитвы обязанностью заботиться о паломниках.

            Есть еще одна опасность, которой подвержен духовно преуспевающий отшельник: его начинают почитать сами монахи и ставить в пример другим монахам, отчего может возникнуть грех гордости и самовозвеличения. Стремясь быть не подверженными этим страстям, некоторые монахи уходят из своих монастырей в поисках более уединенной жизни на пустыри, в горы или пещеры, где никто и ничто не сможет отвлечь их от молитвы. Именно так и поступил святой Стилиан.

            На протяжении многих десятилетий  он жил в пещере, пребывая в непрестанной молитве, находясь наедине с Богом. Отшельник питался лишь степными травами, ежедневно терпел дневную жару и ночной холод, находясь в борьбе с дьяволом и своей плотью.

            Но слава о ярком светильнике Божием достигла окрестностей и к нему стали приходить местные жители. Под влиянием мудрых поучений старца, многие из них порвали с прежними грехами, покаялись и изменили свою жизнь. За наставлениями к известному пустынножителю приходили также и другие монахи, подвизавшиеся в уединении.

            Однажды ночью, находясь на молитве, святой Стилиан сподобился Божиего присутствия, и с тех пор до самой смерти был удивительно светел, радостен и спокоен в отношении любых испытаний, которые сопровождают нелегкую монашескую жизнь. Всю неукоснительную строгость иночества отшельник соблюдал исключительно для себя самого и из любви ко Господу, а перед людьми никогда не был напоказ строг, сосредоточен или печален. Напротив: современникам он запомнился, как веселый, всегда улыбающийся, добродушный старец.

            В Евангелии сказано: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». В своей жизни святой Стилиан  старался уподобляться детям и всячески им покровительствовать. Господь, видя это, отметил Своего избранника особым даром чудотворения, который проявлялся в способности преподобного исцелять детей.

            Из многих селений и городов к святому пустыннику матери несли своих больных чад. От близлежащих поселков до пещеры отшельника было несколько дней пути по безлюдной пустыне, да и найти эту пещеру бывало нелегко. Однако людской поток не иссякал. По смиренной молитве угодника Божия, болящие дети исцелялись сразу же, лишь только он брал их на руки и обращался ко Господу.

            Среди посетителей старца бывали и такие, которые советовали ему извлекать выгоду (наверное, материальную) из дара исцелений. Однако им всякий раз отшельник отвечал, что благодать, дарованная ему при  явлении Господа на молитве, еще  давно  перекрыла собой все выгоды и окупила все его старания.

            Уставшие от  ежедневных житейских забот, многие матери почитали за счастье оставить своих чад на воспитание святому Стилиану, чтобы спокойно заняться домашним хозяйством. Постепенно вокруг него скопилось такое множество детей, что пришлось обращаться за помощью к инокам, подвизавшимся по соседству, и те нашли большое помещение для этой, может быть, первой в мире, православной школы.

Одна молодая женщина помогала пустыннику управляться с детьми, сама же, будучи замужем, никак не могла забеременеть. Когда же, по молитвам святого, у нее появился ребенок, счастливый отец младенца разнес эту новость по всей округе. К келии преподобного стали приходить бесплодные женщины, которые получали исцеление, и у них, после посещения старца, рождались, на удивление всем, вполне крепкие и здоровые дети.

            Святой Стилиан отошел ко Господу в глубокой старости, почитаемый всем местным духовенством и мирянами, как образец строгого отношения к себе, аскетического жительства и непрестанной молитвы.  Предание сохранило деталь, что он  умер с легкой улыбкой на лице. И по отшествии его в горние обители болящие дети получают исцеления, а бесплодные пары чудесно обретают долгожданных наследников.

            Преподобный Стилиан  Пафлагонский – один из немногих святых, которых одинаково чтят и Католическая и Православная Церкви. В обоих Церквях  его память совершается 26 ноября (в Православной Церкви еще 9 ноября по новому стилю).  В Москве есть его чудотворная икона, она находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино.

Святой Сергий Радонежский родился значительно позже святого Стилиана – в начале 14 века на русской земле, в селе Варницы под Ростовом.

            Каждый человек, верующий или нет, так или иначе знает святого Сергия, ведь всем известна его роль в исторической для Руси  Куликовской битве. Пересказывать здесь  житие великого русского святого нет необходимости: всем знакома  история отрока Варфоломея, чудесным образом получившего дар разуметь грамоту, а впоследствии еще при жизни ставшего одним из самых почитаемых подвижников благочестия и игуменом  русской земли.

            Если сравнивать двух святых- святого Стилиана и святого Сергия, то первое  бросается в глаза то, что оба они прославлены Церковью в чине преподобных. Преподобный- это чин  присваеваемый человеку, достигшему святости уходом от мирской жизни и уединением в монастыре, сохранением девства и не вступлением в брак.

            Если проследить житие обоих святых, то найдется достаточное количество общих черт, как- то: знатное происхождение обоих Божиих угодников, отказ от богатого наследства в пользу нищих и убогих, стремление к уединению, духовные подвиги, и, конечно же, приобретение известности и почитания в народе еще при земной жизни.

            В отличие от жития святого Стилиана, дошедшего до нас в общих чертах, и скупого на подробности, житие преподобного Сергия мы знаем детально. И, если говоря о Пафлагонском подвижнике, мы можем утверждать, что ему дана благодать от Бога покровительствовать детям, исцелять больных чад, исцелять бесплодие родителей, то в случае преподобного Сергия,  в числе прочих его чудес до нас дошел конкретный пример даже не исцеления отрока, а воскрешения его из мертвых.

            Один человек имел тяжело больного сына. Взяв мальчика на руки, он отправился к преподобному, твердо веруя, что там он обязательно исцелится.

            Однако по дороге больной ребенок умер, и отчаявшийся отец решил оставить его тело у святого Сергия, а самому идти готовить гроб. Каково же было удивление отца, когда, придя  гробом к святому, он встретил на пороге его кельи живого и здорового сына!

            Желая скрыть  свой дар чудотворения, преподобный встретил счастливого родителя такими словами: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келий, а тебе показалось, что он воскрес». Но на фоне этого кажется очень странным то, что святой Сергий настрого запретил отцу мальчика рассказывать кому-либо о случившемся. Также и ученик Радонежского святителя, автор его жития, Епифаний Премудрый настаивает на том, что это было именно чудо. Известно великое множество примеров подаяния благодатной помощи детям и юным,  произошедших уже после его  кончины.

            И все же, несмотря на всю схожесть житий двух преподобных, друг от друга их отделяет без малого девятьсот лет. Может быть, именно этим объясняется малоизвестность святого Стилиана  в нашей стране.

            Храмов в его честь очень мало во всем мире, при этом Русской Православной Церкви принадлежит только один, и тот находится не в России, а на Кипре, в Лимассоле, где есть русскоязычный  приход, и служит русский батюшка отец Виктор Зогий  и киприот протоиерей Саввас Михаилидис.

            Отец Саввас – фигура по-своему уникальная. На Кипре его знает каждый. Являясь греком, всю свою жизнь этот священник связал с Россией. Когда то он начинал свое увлечение нашей страной с чтения произведений Достоевского и Толстого в греческом переводе, затем самостоятельно выучил русский язык по книгам и пластинкам, сейчас свободно им владеет.

            После окончания Афинского Университета он уехал в русский афонский монастырь святого Пантелеимона, где жил полгода. Затем отец Саввас едет во Францию и поступает в Православный  Свято-Сергиевский институт в Париже, в Бюсси, где знакомится со знаменитыми людьми из русской эмиграции, в числе которых протопресвитер Борис Бобринский, матушка Серафима (Осоргина), у которой он брал уроки русского языка.

            Отец Саввас не раз приезжал в Россию, бывал не только в Петербурге и Москве, но и  в Малоярославце, Калуге, других городах. Он приезжает и сейчас, и его визиты- не праздное любопытство греческого туриста, пусть и священника. Протоиерей Саввас Михаилидис повсюду в России ищет дореволюционные святыни и разрушенные церкви, связанные с некогда знакомыми ему известными русскими православными деятелями эмиграции, особенно -  с его любимой учительницей матушкой Серафимой (Осоргиной). Усилиями греческого пастыря ведутся переговоры о восстановлении храма в Сергиевке – родовом имении Осоргиных, и устройстве там приюта.

            На своем же родном Кипре отец Саввас  тоже постоянно ведет сложное, но богоугодное дело. Его усилиями при храме преподобного Стилиана создан приют для девушек и женщин, обманом вывезенных заграницу и обращенных в сексуальное рабство. Настоятель и прихожане русского храма помогли уже  300 таким жертвам торговли людьми: их укрывают от сутенеров, помогают уехать домой, многим  подбирают верующих мужей из киприотов, оставляют в Лимассоле.

             Труд и духовный подвиг отца Савваса Михаилидиса – тема огромная и совершенно отдельная. Здесь она затронута только в связи с преподобным Стилианом и Россией, и то лишь немного.  В жизни этого удивительного человека навсегда соединилась память двух святых – преподобного Сергия Радонежского и преподобного Стилиана Пафлагонского. Окончивший Свято-Сергиевский Православный институт в Париже, отец Саввас , настоятель русского храма святого Стилиана, в 2008 году был награжден  орденом преподобного Сергия Радонежского третьей степени.

            Не счесть храмов, посвященных преподобному Сергию Радонежскому – их более восьми сотен, и то лишь примерно. И по пальцам, дай Бог, двух рук,  можно пересчитать храмы святого Стилиана Пафлагонского. Но у престола Божия предстоят двое преподобных  покровителей детей и юношей, и дай Господи, чтобы в числе любимых святых нашего церковного студенчества, будь то семинаристов, или просто верующих  учащихся, особенно педагогических вузов,  стало одним больше.

Общество 

Иван Апальков

Иван Апальков

Житель района Головино, педагог, увлекаюсь бумажным моделированием, английским языком, историей . Журналист-любитель, профессиональный экскурсовод.

Все новости автора

0 Мария 04.02.2020 07:12

Я ваша поклонница, читаю вот уже вторую потрясающую статью.Очень глубоко и познавательно.Спасибо!

0 Валентина 04.02.2020 11:34

Статья не только содержательная, но и содержит много косвенно поданных полезеых советов и мудростей.

1131
^ Наверх