Знаменитый на весь мир Оксфордский университет был основан в 1096 году. С тех пор он считается одним из самых старых учебных заведений западного мира. Однако известная каждому из нас Повесть временных лет написана между 1110 и 1118 годами, а по данным профессора Д. С. Лихачева, основная ее часть написана вообще в 1037 году, а до 1110 года лишь дополнялась разными данными, обретая целостность и завершенность. Значит, в Древней Руси, не хуже, чем в Британии, были созданы условия для ведения хроник и исторических исследований прошедших лет.
Все знают, что монастыри были древними центрами учености и грамотности. Почему так? Средневековые обители, прежде всего, были мощными крепостями, за стенами которых, в случае напасти, могло укрыться местное население. Это были и зернохранилища, из которых, во время голода, крестьяне получали хлеб. Естественно, амбары для зерна устраивались в каменных стенах и башнях. В противном случае, если бы они были деревянными, хлеб бы сгорел при пожаре или отсырел и сгнил в дождливую погоду.
Там, где хлеб был в безопасности, в сухом и хорошо защищенном месте, так же отлично могли сохраняться и книги, стоящие на втором месте после продовольствия, вещи весьма дорогие и требующие немалых усилий при создании. Так монастыри стали древними библиотеками, крупнейшие из которых находились в Киеве и Новгороде.
Для создания таких библиотек, а также для увеличения числа людей, могущих писать и переписывать новые хроники, князь Ярослав Мудрый (1019-1054) приглашает на Русь священство из Греции- одной из самых развитых в плане науки стран того времени. Наряду с возведением многих храмов и монастырей, священники обучают славянскую молодежь чтению и письму. Постепенно эта функция переходит к русским священникам, затем к дьячкам или церковным чтецам.
Грамотей на Руси был фигурой выдающейся: ему были открыты, как сейчас говорят, все горизонты. Человек читающий и пишущий мог наняться, например, на службу к купцу, чтобы вести его расчёты, или сам стать представителем торгового люда. Кроме этого, грамотному русичу открывалась дорога в священство. Священники должны были быть непременно грамотными, чтобы разбираться в церковных службах и уставах. Грамотей никогда не пропадет, а если к упорству в учебе прилагается еще сообразительность и амбициозность, можно попасть в челядь и к самому князю.
Естественно, представители знатных родов прилагали все усилия для того, чтобы их дети также были грамотными, и отдавали их в обучение церковным дьячкам. Одним из таких детей был сын обедневших ростовских бояр Кирилла и Марии Варфоломей - будущий святой Сергий.
Он родился в 1314 году в ростовском селе Варницы- родовой вотчине боярина Кирилла. В семье уже был один ребенок – старший сын Стефан. Отец Варфоломея состоял на службе у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, и не раз, рискуя жизнью, сопровождал их в Орду.
Семья боярина Кирилла была достаточно богатой, но это не породило распущенность и вседозволенность княжеского слуги: напротив, он был известен строгой жизнью, странноприимством и хлебосольством, большой милостыней бедным и больным. Вообще же, о раннем периоде жизни родителей святого Сергия известно крайне мало.
Стремясь избежать разорения, в 1328 году боярская семья переселяется в подмосковный Радонеж, окружённый лесами – владение сына Ивана Калиты Андрея Ивановича. Здесь, чтобы привлечь людей, готовых обживать край, были введены значительные торговые льготы, Кирилл и Мария получают поместье.
К тому времени Варфоломею уже стукнуло 15 лет. Он резко отличался от детей своего возраста: мальчика не интересовали игры и пустое времяпрепровождение. Он был тихим и замкнутым, имел большое пристрастие к молитве и уединению. Стефан давно создал семью, у него появились дети- Климент и Иоанн. Младший, Петр, также женился. И к двадцати годам будущий святой Сергий просит у родителей благословения на иночество, полагая, что Стефан возьмет на себя заботу о семье. Однако Кирилл и Мария, достаточно к тому времени состарившиеся, не отпускают среднего сына, и просят присмотреть за ними до смерти, так как у других братьев свои семьи.
Позже, благочестивые супруги принимают схиму в общежительном Покровском монастыре, в Хотькове, где и переходят в вечность. Нередко и сам святой Сергий говорил: «Прежде, чем прийти ко мне — поклонитесь моим родителям».
Вскоре умирает и Анна- жена Стефана, что является для него большим потрясением. Стефан отдает своих детей на воспитание в семью Петра и, решив закончить мирскую жизнь, подвизается также в Хотьковском Покровском монастыре.
Варфоломей, почитавший за обязанность во всем слушаться старшего брата, как отца, приходит к нему, и убеждает искать уединения для более трудного иноческого подвига и угождения Богу.
Братья отправляются на гору Маковец. Нужно сказать, что эта гора издревле была овеяна дурной славой: люди видели над ней не то огонь, не то свет, другие ощущали благоухание…. В таких местах часто устраивались языческие капища и жертвенники богам, волхвовали жрецы. Местные опасались туда ходить. Кстати, также в окрестностях Радонежа некогда было известное капище «Белые боги». Конечно, автор жития преподобного Сергия, Епифаний Премудрый, описывал все мистические явления, видимые на Маковце, как особое Божие указание на то, что именно здесь будет построен один из великих монастырей Руси.
Как бы то ни было, братья отправились на Маковец, который в то время был сплошь покрыт вековым непроходимым лесом.
С молитвой и трудом, терпя недостаток пищи и притеснения от диких зверей, Варфоломей и Стефан возводят кельи и небольшую деревянную церковь Троицы, которую освещают священники, присланные из Москвы, от митрополита Феогноста.
Но Стефан не выдерживает трудности зимовки в маленькой келейке среди лесной чащи, и удаляется в Москву, в Богоявленский монастырь, Варфоломей же остается один. 7 октября 1337 года он принимает постриг от игумена Митрофана с именем Сергий.
Точно неизвестно, сколько лет прожил святой Сергий в полном уединении- то ли два, то ли четыре года. Но молва о молодом подвижнике стала распространяться, и к нему начали приходить люди, желающие также монашествовать на Маковце. В их числе был и игумен Митрофан, который и стал первым игуменом новообразовавшегося монастыря. До этого он был игуменом по званию, сейчас же стал игуменом по значению, также и духовником преподобного Сергия. Однако прошло около года, и Митрофан скончался, позже прославленный в чине преподобных. Игуменом же обители, по единогласному решению братии, стал Сергий.
В Москве брат преподобного Стефан отнюдь не ослабил монашеского подвига, а напротив, постоянным трудом и молитвой обратил на себя внимание почтенного монаха Алексия, будущего святителя Алексия, митрополита московского. Они подружились, и когда святой Алексий стал наместником митрополита Феогноста, то возвысил и Стефана, сделав его настоятелем Богоявленского монастыря. От своего друга владыка наверняка не раз слышал о его брате- отшельнике. Таким образом, молодой Свято-Троицкий монастырь попал в зону внимания московского высшего духовенства, набирая политический вес и прибавляя значимости. Из Москвы в Радонеж не раз отправляются обозы, груженные едой и теплой одеждой для монахов. Однако дела московские никак не отражаются на скромности преподобного Сергия, который делит с братией хлеб и труд в любую погоду, ничем не выделяясь среди прочих.
Господь прославляет своего подвижника многими чудесами: молитвами игумена Радонежского воскресает мертвый отрок, отец которого, оставив его у преподобного на время, отошел, чтобы принести гроб, а когда вернулся, увидел мальчика живого и здорового, сидящего в келье, к нему приходит дикий медведь, исцеляется беснующийся вельможа, своей праведностью святой Сергий сподобляется посещения самой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном и многих благодатных видений.
Все это делает Сергия известным игуменом, которому покровительствуют знатные люди. Купцы и бояре приезжают в монастырь с богатыми подарками и щедрыми пожертвованиями. Некогда нищее поселение монахов теперь превратилось в монастырь, где всего вдоволь.
Один из покровителей Троицкого монастыря приехал и пожелал видеть настоятеля. Ему показали на монаха, который копал землю в перепачканной одежде. Знатный человек возмутился и, думая, что над ним потешаются, сказал: я долго ехал, и прибыв сюда, надеялся увидеть великого игумена Сергия, а вы показываете мне этого грязного монаха. Тогда преподобный вышел навстречу с другими братьями, уверившими гостя, что это и есть Сергий, а тот пал ему в ноги и просил прощения.
В это время в Москве Стефан становится духовником Симеона Гордого. Он быстро понимает, что политика князей в период собирания земель вокруг Москвы порой вынуждает последних действовать наперекор совести и справедливости, не говоря уже о Божьих законах.
Не желая быть участником политических игр, Стефан оставляет свое игуменство и возвращается в Радонеж, в Троицкий монастырь. По дороге туда он забирает из семьи Петра своего сына Ивана, у которого тоже начало проявляться желание к уединенной монашеской жизни, и просит Сергия совершить постриг. Так в обители появляется новый монах Федор, всего 12 лет от роду.
Тем временем слава Троицкого монастыря и его игумена растет: в 1355 году в Радонеж, к преподобному, прибывают послы от константинопольского патриарха (возможно, Каллиста Первого) и вручают ему нательный крест-благословение. О высоком иноческом подвиге святого Сергия в Константинополе узнали от Алексия, который поехал туда на поставление в митрополиты по смерти Феогноста. Вместе с благословением, патриаршие посланники передали игумену особую грамоту, на создание общежительного монастыря, то есть монастыря, где у монахов отсутствуют какие либо личные вещи, а все имущество общее.
Такой устав понравился далеко не всем, и не согласные с ним иноки стали придерживаться Стефана. У него было еще очень свежо в голове то недавнее высокое положение, занимаемое им в Москве, в Богоявленском монастыре, и некоторые братья это видели. Они тайно прочили в игумены Стефана, да и тот помнил, кто из двух братьев старший, и с кого все началось, когда они, еще юные, пришли на Маковец. К тому же, как предполагают, возвращаясь из Москвы в Радонеж, Стефан принес с собой изрядную сумму денег на благоустроение монастыря.
Во время одной из вечерних служб произошел конфликт между братьями, и святой Сергий, не отвечая на возмущение Стефана, незаметно уходит из монастыря, оставляя игуменом старшего брата.
Через несколько лет произошло примирение между братьями, а пока радонежский игумен отправляется за 35 верст от монастыря, в скит святого Стефана Махрищского. Оба игумена давно знали друг друга, в обоих монастырях был принят общежительный устав, один настоятель часто гостил у другого, так что встреча двух святых стала настоящим торжеством.
Пробыв несколько дней в Махрище, преподобный Сергий следует далее - на реку Киржач, где, вместе с иноком Симоном, по благословению митрополита Алексия устраивает новую обитель. Ныне это Свято-Благовещенский Киржачский монастырь.
Узнав о том, где сейчас находится преподобный, на Киржач стали приходить некоторые иноки из Троицкого монастыря на Маковце. Постепенно, вокруг нового монастыря стало образовываться поселение, а затем и город Киржач. Святой же Сергий прожил здесь около трех лет и, по настоянию митрополита Алексия, возвратился в Троицкий монастырь, оставив игуменом на новом месте одного из своих усерднейших учеников- инока Романа, будущего святого Романа Киржачского.
В очередной раз отправившись в Константинополь, митрополит московский Алексий попадает в страшную бурю. В случае спасения, он обещает Господу построить храм во имя того святого, в день которого это несчастье приключилось. И спасенный архиерей не забывает своего обещания. В 1357 году митрополит Алексий забирает одного из учеников святого Сергия – Андроника, в Москву, где основывает монастырь во имя Спаса Нерукотворного. Это будущий Андроников монастырь, названный так по имени его первого игумена. Позже, в 1365 году, святитель Алексий основывает Чудов монастырь в Кремле, опять же призвав наиболее опытных монахов из Троицкой обители.
То, с какой легкостью преподобный Сергий отпускает свою братию на помощь митрополиту, показывает, насколько тесно было общение московской митрополии и Троицкого монастыря в Радонеже. Неудивительно, что митрополит Алексий желает видеть своим преемником игумена Сергия, но тот смиренно отказывается от такого высокого поста. После смерти святителя, московским митрополитом становится Киприан.
Чем же занимается сам преподобный, когда при помощи его учеников в Москве устраиваются монастыри? В это время великому игумену пришлось побыть и политиком. В 1365 году произошла ссора между суздальскими князьями Дмитрием и Борисом Константиновичами из-за власти в Нижнем Новгороде, который остался без князя после смерти третьего брата.
Старший брат, Дмитрий, ища поддержки, обратился к фактическому правителю страны - митрополиту Алексию (юному князю Дмитрию Донскому было тогда всего 15 лет). Тот направил святого Сергия к Борису, для вразумления.
Вскоре великому игумену пришлось мирить уже других братьев - Дмитрия Ивановича Московского (Донского) с Олегом Ивановичем Рязанским. Междоусобная война привела к ряду поражений московских войск, но посланный к Олегу святой Сергий уговорил его сменить гнев на милость.
Вообще, Сергий Радонежский имел огромное влияние на Дмитрия Донского, ведь тот был подопечным его друга и владыки Алексея, митрополита московского. Не случайно Дмитрий Донской, отправляясь на Куликово поле в 1380 году, посетил Троицкий монастырь и получил благословение игумена, да двух монахов в помощь- Пересвета и Ослябю (Родиона и Александра). Возвращаясь со славной победой, князь Дмитрий также посещает Радонеж.
После ослабления татарской силы поражением на Куликовом поле, Мамая добивает Тохтамыш, пришедший в 1382 году на Русь с разорительным набегом. Преподобный, вслед за митрополитом Киприаном, спасается в Твери. Этот приезд святого в Тверь предохранил Москву, к которой и так рвался Тохтамыш, от удара с другой стороны- со стороны тверского князя- давнего противника Дмитрия Ивановича. И тут игумен радонежский выступил миротворцем.
Прожив еще 10 лет, и сподобившись многих дивных ведений духовного мира, а также знания точной даты своего упокоения, святой Сергий, игумен радонежский, предал душу свою Господу на 79-м году жизни. Он пережил своих сподвижников: святителя Алексия, митрополита Московского, Дмитрия Донского, который тоже был причислен к лику святых.
История Православия в России не знает святых, по величине равных преподобному Сергию. Поэтому очень скоро по смерти он получил звание игумена земли Русской, которое остается за ним и поныне. И он был и остается поистине игуменом всей русской земли. Ведь именно святой Сергий прославился еще и тем, что основал просто огромное количество монастырей.
Помимо упомянутого ранее Благовещенского Киржачского монастыря (1358), по просьбе князя Владимира Андреевича Серпуховского (Храброго), святой Сергий со своим учеником Афанасием в 1374 году на холме Высоком основывают Серпуховской Высоцкий Благовещенский монастырь. Инок Афанасий (впоследствии-святой Афанасий Высоцкий) становится его первым игуменом.
Воистину везде, где побывал Сергий, его трудами или благословением возведен монастырь. Так, в 1363 году, во время пребывания радонежского игумена в Ростове, его родном городе, два монаха, будущие преподобные Федор и Павел, испрашивают благословение на строительство Борисоглебского монастыря. Возвращаясь из Нижнего Новгорода в 1365 году, Святой Сергий дает благословение на строительство Георгиевской пустыни (ныне скит Гороховецкого Свято-Троице Никольского монастыря на Клязьме).
В 1381 году Сергием Радонежским, по поручению князя Дмитрия Донского, на берегу реки Дубенки в 40 верстах от Троицкой обители был основан Успенский Дубенский монастырь, что на острову. Этот монастырь, также, как и Андроников, относится к обетным: выстроенным по обетованию Богу за победу над татарским войском. Игуменом здесь был поставлен ученик святого Сергия- Савва, будущий преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский). Доныне монастырь не сохранился.
Ранее, на той же реке Дубенке, радонежский подвижник принялся за строительство другого Успенского монастыря - Стромынского. Игуменом здесь был поставлен тоже Савва, преподобный Савва Стромынский.
В 1370 году, племянником преподобного, иноком Федором (Иваном, сыном Стефана) основан Московский Симонов монастырь. Сам Сергий в основании обители участия не принимал, но дал свое благословение.
1385 год ознаменовался основанием еще одного монастыря- Коломенского Богоявленского Голутвинского (ныне Старо-Голутвинского). Дмитрий Донской, быв еще и видным храмоздателем, призвал своего духовника освятить выбранное под монастырь место.
Святой Сергий пешком пришел из Радонежа в Коломну и, несмотря на преклонные года, сам принял участие в закладке фундамента и строительстве обители. До сих пор в Богоявленском соборе сберегается фундамент, сделанный преподобным, который так и именуется - «камушки преподобного».
Не счесть учеников преподобного Сергия. Он воспитал как минимум 3 поколения подвижников. По самым скромным подсчетам их около 40 - 50 человек, и это только те, кто причислен к лику святых.
Далеко разошлись по русской земле ученики радонежского игумена. Это видно из их имен: святые Федор Ростовский, Мефодий Пешношский, Савва Сторожевский, Авраамий Галичский, Сильвестр Обнорский, Сергий Нуромский, Дионисий Суздальский, Симон Смоленский и многие другие, рассказать подробно о каждом здесь нет возможности.
Кто-то из них ушел в другие земли, ища возможности уединения для более сильной молитвы, а кто-то, распространяя богопочитание по Руси, основал собственные монастыри. Остановимся подробнее на последних.
Преподобный Авраамий Галичский основал на Костромской земле четыре монастыря: Авраамиев Покровский Городецкий, Авраамиев Успенский Заозерский (ныне восстанавливается), Авраамиеву Великую Пустынь Положения пояса Богородицы (ныне не существует), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Богородицы (ныне не существует).
Преподобный Павел Обнорский основал Свято-Троицкий Павло - Обнорский монастырь под Вологдой.
Преподобный Сергий Нуромский основал Сергиев Нуромский Спасо - Преображенский монастырь (ныне восстанавливается).
Один из выдающихся учеников святого Сергия, друг святого Никона Радонежского, преподобный Савва основал знаменитый Саввино - Сторожевский монастырь Рождества Богородицы. Детищем святителя Федора Ростовского стал Московский Симонов монастырь, о чем уже упоминалось. Также и преподобный Кирилл Белозерский основал Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь, что в Кириллове, на Вологодчине, а другой ученик святого Сергия- преподобный Ферапонт Белозерский устроил неподалеку от этого монастыря Ферапонтову Белозерскую Богородице - Рождественскую обитель (ныне Архиерейское подворье). Святые Феодосий и Афанасий стали устроителями Череповецкого Воскресенского монастыря, от которого сейчас остался кафедральный собор св. Феодосия и Афанасия Череповецких, преподобный Ксенофонт Тутанский устроил Тверской Тутанский Вознесенский монастырь (ныне не существует).
Под Калугой преподобный Феропонт Боровенский основал Успенский Боровенский (Феропонтов) монастырь (ныне восстанавливается), а в окрестностях Галича преподобным Иаковом Железноборским выстроена Иоанно-Предтеченская обитель (также ныне восстанавливается). Также в Костроме святым Никитой Костромским основан Богоявленский монастырь (ныне женский Богоявленский Анастасиин монастырь).
Как уже говорилось ранее, в Средневековье монастыри были центром учености и просвещения. Именно из них пошла распространяться наука, которая позже стала развиваться в институтах и университетах, как России, так и зарубежья. Огромный вклад в развитие науки своего времени внес преподобный Сергий Радонежский, воспитав целую плеяду основателей монастырей и пустыней, крупнейшие из которых со временем превратились в сокровищницы древнерусской литературы.
Таковы, без сомнения, сама Троице-Сергиева Лавра, знаменитая своей духовной семинарией, академией и церковно-археологическим кабинетом. Трудно себе представить, но одно только описание книг, хранящихся в лаврской библиотеке с 12 по 20 век занимает более 1400 страниц!
Вторым по значимости в деле популяризации науки, безусловно, следует назвать Кирилло-Белозерский монастырь. В библиотеку этой обители, помимо книг церковного обихода, входили сочинения по биологии, географии, физике, анатомии и физиологии человека, принадлежащие еще преподобному Кириллу. Среди рукописей было немало переводных заграничных трактатов, например, болгарских.
При обители также действовала книгописная и иконописная мастерские, что, несомненно, служило к распространению грамотности и искусства на Руси.
Симонов монастырь до сих пор не утратил своего научно-культурного значения: здесь располагается музей Фресок Дионисия. В обители также находилось впечатляющее книжное собрание, состоящие из рукописей и печатных книг со времени его основания до 18 века, в конце которого оно было утрачено, и собственная иконописная мастерская, где работал Дионисий, а также А. Рублев.
Древним центром образования считается и Саввино-сторожевский монастырь. Он был выделен особым вниманием царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, что означало не только богатые подношения, но и присвоенный монастырю статус лавры. Здесь действовала духовная семинария, учрежденная Екатериной Второй, и закрытая лишь в начале двадцатого века.
Ныне восстанавливающиеся монастыри во время своего расцвета также были центрами науки и просвещения. Сейчас же восстановить то, какую деятельность по распространению образования и грамотности они осуществляли в период средневековья и позднее крайне трудно, так как сохранилось очень мало достоверных источников о них.
В других случаях, библиотеки и научные труды ныне функционирующих монастырей, пополнили собой собрания крупных духовных учебных заведений, например, Московской духовной академии или Петербургской духовной академии.
Как бы там ни было, трудно переоценить вклад преподобного Сергия Радонежского и его учеников в науку и культуру, а также в политику и духовность своего времени. Как от большого огня зажигаются десятки свечей, так от учения и пламенной веры радонежского подвижника зажглись десятки людей, чьим усердием были выстроены храмы и монастыри, дающие телесную и духовную пищу всем нуждающимся. Поэтому и называют Святого Сергия игуменом земли Русской.
Иван АПАЛЬКОВ.
Интеллигентно!
Это настоящий учёный труд! Очень познавательно.