В минувшую пятницу на сцене «Театра на Юго-западе» состоялась долгожданная премьера спектакля «Мертвые души» режиссера Михаила Беляковича и драматурга Павла Суркова.
Наверное, мне просто повезло, получить приглашение на предпоказ спектакля «Мертвые души», ведь за несколько дней до премьеры я снова и снова задавалась одними и теми же вопросами: о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии.
Я люблю Гоголя и мне нравится пересматривать одноименные постановки, каждый раз вынося для себя что-то важное и личное, но этот спектакль не похож на те «мертвые души», которые я смотрела до этого.
Необычная сценография и режиссура Беляковича и драматургия Суркова, с первых моментов постановки погружает зрителя в мистический триллер, в котором люди перевоплощаются в животных, а Чичиков предстаёт перед нами в роли, то ли Мефистофеля, то ли Воланда, то ли Азраила…
На сцене, окрашенной в лиловые и алые цвета, появляются танцующие и кривляющиеся персонажи - это и есть двуликие мертвые души. Но не за ними пришёл Чичиков в этом спектакле, а за «мертвыми душами» ещё живых людей.
На протяжении всего спектакля сцена погружена то в полумрак, то в кромешную тьму. Вязкий туман и причудливые тени завораживают и пугают зрителя, а круглая вращающаяся платформа по середине, ни что иное, как колесо Сансары, а возможно та самая спираль с девятью кругами ада, уходящая куда-то глубоко. Эта вращающая сцена становится эпизодами из жизни каждого персонажа: баней с парилкой, игровым картежным столом из дорогого сукна, спальней с огромным ложем, прибежищем и смертным одром.
Итак. Восемь персонажей Гоголя на одной сцене, казалось бы таких знакомых и предсказуемых, но вот здесь и начинаются мистические превращения людей в животных. Каждого из героев драматург наделил образом животного: паука, крысы, змеи, кабана и жабы. Это те самые человеческие фобии, которые омерзительны и противны, и внушают страх и брезгливость. Игра актёров гениальна, пластичность и сценические движения, артикуляция и мимика, и вот перед нами не Настасья Петровна Коробочка - одинокая пожилая вдова, а мерзкая раздувающаяся жаба, не скупой и тощий Степан Плюшкин, а скользкая ползущая змея, не офицер в отставке Манилов, а хитрый неторопливый паук, плетущий паутину и ждущий новую жертву.
Честно сказать, во время этих перевоплощений, мне становилось по-настоящему жутковато, особенно от Коробочки и Плюшкина.
Чичиков. Создатели спектакля наделили его особой миссией - миссией темного Ангела, появляющегося на пороге дома каждого героя, и требуя от них продать только одну «мертвую» душу - свою.
В финале постановки Чичиков предстаёт перед нами в роли Светлого Ангела, обращающегося к Господу и прося простить и помиловать их всех, и живых, и мертвых: «Спаси их от болезней, которые к смерти душевной ведут. Ведь не только смертный грех, но и грех мелкий заполняя человека, убиваете его душу, а он и не ведает в погоне за благами мирскими…».
Избавляя героев от греха и забирая их души, Чичиков очищается сам и через прощение приближается к Богу.
Вся постановка, так или иначе призывает человека к покаянию и к молитве, которая сможет спасти даже самую грешную душу.
Это действительно фантастический спектакль, спектакль-зеркало, спектакль-книга, который нужно смотреть, чувствовать и оставлять, для себя, как настольное пособие.