Опубликовано 26.09.2021 10:02
 32

ПОЛЯРНИКИ - ПАПАНИНЦЫ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ.

АВИАДИВИЗИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ.

ГРОЗНЫЕ САМОЛЕТЫ ТБ-7 В НЕБЕ НАД БЕРЛИНОМ 10 АВГУСТА 1941.

ЛЕТЧИК-ГЕРОЙ СССР М. ВОДОПЬЯНОВ.

 

          В Великой Отечественной войне участвовал мой прадедушка Латыгин Василий Макарович, который родился 31   июля 1909 года.В 22 года он уже работал бортмехаником авиационных экспедиций Главного управления Северного   морского пути. Его фамилия неоднократно упоминается в воспоминаниях полярников. Герой Советского Союза академик   Федоров Евгений Константинович в своих дневниках за 1932-1933 годы пишет: «…В целом намеченная работа   обсерватории, которую мы будем создавать на мысе Челюскин, шире, чем на Земле Франца-Иосифа.  Всего нас 32   человека. На кораблях к нам идут два самолёта: двухместный биплан Р-5, на колёсах, которые могут быть заменены   лыжами или поплавками и два У-2 (позже их стали называть ПО-2). В наш коллектив вошёл целый  лётный отряд – два   лётчика: Воробьёв и Прахов, инженер Шипов, штурман Ковалёв и два механика, Вася Латыгин и Ваня Ожогин.

Вначале октября 1932 года закончилась наладка и корректировка приборов, а все наблюдения были развёрнуты по полной программе. Иван Дмитриевич (Папанин) не терпел праздно болтающихся людей, справедливо полагая, что именно праздность чаще всего является причиной ссор, склок и других недоразумений. И он умело создавал такую атмосферу, что любой сотрудник, не имевший в данное время прямого дела, сам искал какую-то работу, чтобы не выглядеть бездельником в глазах товарищей.

После того как самолеты были законсервированы на зиму, авиамеханик Вася Латыгин и Ваня полностью включились в работу механической мастерской, летчик Прахов – как оказалось, работавший когда-то в швейной мастерской стал умелым закройщиком и старшим мастером в швальне».

В свободное время зимовщики вырезали из костей моржей фигурки зверей, пели под гитару, которой хорошо владел мой прадедушка, песни. Академик Федоров Е.К. в изданных дневниках помещает фотографию,  на которой «Вася Латыгин стрижёт своего товарища по зимовке».

Далее академик продолжает в своем дневнике: «15 апреля 1933 года Маточкин Шар. Я ещё не привык к мысли, что основная задача экспедиции – доставить нас четверых на полюс в целости и сохранности. Дублеры в то время не практиковались.

 Здесь много моих друзей по предыдущим зимовкам. Отобраны участники, лучшие из папанинских коллективов: Фёдор Никифорович Зуев, повар Вася Курбаткин, метеоролог Миша Каменский, Вася Латыгин и многие другие.

31 мая спали до 14 часов. На полуострове Короля Оскара. У избы.

Погода по-прежнему скверная, стоит туман. Сидим в палатке, я начал обрабатывать материал. Вдруг заорали собаки – к нам подходит партия Либина – он, Соловьёв, Зуев, Латыгин. Они 23 мая вышли (на лыжах) со станции и быстро двигались сюда вдоль берега. Пересекли полуостров Короля Оскара и вышли в Таймырскую губу севернее нашего сигнала в 7-8 километрах. Найдя сигнал, пошли за нами».

До начала войны Василий Макарович работал бортмехаником Управления полярной авиации Главсевморпути, бывал в разных полярных экспедициях. За участие                     в освоении Севера Латыгин Василий Макарович был награждён орденом «Знак Почёта».                                                                                                                                                      До вторжения фашистов на территорию Советского Союза Василий Макарович                был также награждён медалью «За отвагу».

 

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА НАЧАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.

 

Уже 12 июля 1941 года Латыгин Василий Макарович был призван в ряды действующей Красной Армии. Это известно из справки Управления полярной авиации Главного Управления Северного Морского пути при СНК Союза ССР от 23 июля 1941 года.

Начало формирования полка, в котором служил Василий Макарович, было положено 29 июня1941 года по личному указанию И.В.Сталина о формировании полка особого назначения.

14 июля 1941 - го Председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин подписывает совершенно секретное Постановление № ГКО-143сс о сформировании авиадивизии дальнего действия   с самолётами ТБ-7.

В приложении к Постановлению указывалось, кто должен был быть откомандирован в тяжело - бомбардировочную авиагруппу из Главсевморпути.  Под № 10 значится Латыгин Василий Макарович – воентехник 1-го ранга.

 Приказом заместителя наркома СССР, начальника Генерального штаба Жукова Г.К. 15 июля 1941 года была сформирована 81-ая авиационная дивизия дальнего действия.

В Монино личный состав проходил теоретическую подготовку и тренировки в барокамере, а в Казани получал материальную часть и течение месяца осваивал ТБ-7.

 Полк входил в состав 81-ой авиационной дивизии. Командиром новой авиационной дивизии был назначен известный полярный лётчик - Герой Советского Союза М.В.  Водопьянов, с которым Василий Макарович участвовал в покорении Северного полюса.

Прадедушке приходилось осваивать бомбардировщики ТБ-7 в 432-ом полку авиадивизии.

Первый этап испытания ТБ-7 в варианте бомбардировщика был закончен 25 июня 1941 года (на четвёртый день начала войны).

К началу августа 1941 года были закончены вывозка и обучение экипажей самолётов. Новое соединение становилось боеспособной единицей, через несколько дней ему предстояло выйти на тропу войны. Полк базировался в городе Коврове.

Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик В.М. Петлякова ТБ-7 являлся настоящей «летающей крепостью». Его экипаж состоял из 9-11 человек. Оборонительное вооружение – две 20-ти мм пушки, два пулемёта обычного калибра 7,62 мм и два крупнокалиберных 12,7 мм пулемёта. Самолёт мог поднимать в воздух до 4000 кг бомб, а его максимальная дальность полёта 5800 км.

Первый налёт на Берлин дальней бомбардировочной авиации состоялся 10 августа 1941 года. Это было ответом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина на массированную бомбардировку столицы нашей Родины Москвы.

Утром 10 августа 1941 года восемь ТБ-7  432 полка перелетели на аэродром Пушкин и вечером взяли курс на Берлин. 7 из восьми кораблей бомбардировали военные объекты противника и сбросили листовки.

После августовского налёта самолёты продолжали вылетать на боевые задания по дальним и ближним целям. Машины базировались на аэродроме Раменское (ЛИИ в посёлке Кратово) под Москвой.

Было выполнено ещё несколько налётов на Берлин и Кенигсберг. Полёты в основном проводились ночью, но иногда в острые моменты германского осеннего наступления на Москву ТБ-7 отправлялись в боевые вылеты по тактическим целям в дневное время.

 С 7 сентября по 29 октября 1941 в период наступления немецких войск на Москву  полк, в котором служил Василий Макарович, наносил удары по коммуникациям и ж.д. узлам Орша, Псков, Старая Русса, Новгород, Рославль, Смоленск по войскам и технике противника на Калининском направлении, бомбил мосты через Волгу в районе Калинина.

Когда немецкие танки прорвались к городу Калуга, и создалась прямая угроза прорыва механизированных соединений к Москве, два ТБ-7, ведомые Водопьяновым, нанесли удар по ним.

Помимо рейдов на Берлин и Кенигсберг прадедушка участвовал в бомбардировках города Данциг. В ночь с 6-го на 7-ое ноября 1941 года ТБ-7, в котором находился мой прадедушка, стартовал с аэродрома Раменское на бомбардирование города Данциг (сегодня город Гданьск в Польше). Бомбы были сброшены прицельно в три захода. В первый заход была поражена восточная часть города, в результате бомбометания возникло два пожара.

На обратном полёте, в 2-00 7 ноября 1941 года самолет находился между городами Кашин и Калязин, когда  четвёртый мотор мгновенно был охвачен пламенем и экипаж начал задыхаться от дыма, дальнейшее пребывание было невозможно. По приказанию командира – экипаж оставил самолет на парашютах. Сам командир поставил самолет в режиме планирования под автопилотом и на высоте 1200 метров оставил самолет на парашюте. Бортмеханик воентехник 1-го ранга т. Латыгин перед оставлением самолёта обратил внимание, что горящий мотор был опущен носом вниз. Об этом писал в боевом донесении командир полка полковник Лебедев командиру 81-ой авиадивизии. Но «беспилотный» ТБ-7 продолжил полёт. Двигатель перестал гореть, и самолёт, выработав топливо, приземлился на брюхо в болотистой местности. Несмотря на такую необычную «самопосадку», ТБ-7 практически не пострадал и был отремонтирован прямо на месте.

 

КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК ПОД МОСКВОЙ.

 

В ходе контрнаступления советских войск под Москвой полк продолжал разрушать ж.д. узлы, ударам с воздуха в период с 27 января по 5 мая 1942 подверглись Смоленск, Витебск, Орша, Вязьма, Минск, Полоцк, родной город прадедушки Брянск, штабы и скопления войск в Старой Руссе, Спасс-Демьянске, Невеле. Экипажи кораблей ТБ-7 привлекались к заброске разведгрупп в глубокий тыл противника.

В феврале 1942 года в авиационной катастрофе погиб конструктор В.М. Петляков. После его гибели правительство принимает решение присвоить, в соответствии с новой системой обозначений советских самолётов, введённой в 1940 году, самолётам ТБ-7 обозначение Пе-8.

В июле 1942 года приоритетными целями продолжали оставаться крупные железнодорожные узлы. В период с 11 по 27 июля 1942 года ударам подверглись станции Курска, Львова, Орла, Брянка, а также аэродромы Харькова, Белгорода, Смоленска, Сеща, Боровское, Курска, штабы в Харькове, Щиграх, Полтаве.

В Советском Союзе был выпущен художественный фильм «Вызываем огонь на себя» о подпольщице Анне Морозовой и её интернациональной группе, которая помогала определить объекты для бомбардирования авиацией полка, в котором служил Василий Макарович.

В августе 1942 года наносились удары по Ржеву, Вязьме, Берлину, Варшаве, Кенигсбергу и аэродромам противника. Всего за август полк произвёл 136 самолёто-вылетов и сбросил 366 тонн бомб.

Кроме заданий по бомбёжке ближних и дальних тылов противника, экипажам  Пе-8 иногда приходилось выполнять специальные задания. Самолёты возили в Англию экипажи летчиков-перегонщиков, которые перегоняли самолёты в СССР.

Весной 1942 года Пе-8, в составе экипажа которого находился прадед, возвращался из Англии домой. Полёт проходил вполне благополучно и лишь за линией фронта, уже на нашей территории, Пе-8 был атакован каким-то шальным истребителем. Попав под огонь задних установок, истребитель прекратил атаку. Из членов экипажа никто не пострадал, и Пе-8, получив несколько пробоин, приземлился на свой аэродром.

В сентябре 1942 года помимо осуществления дальних рейдов полк интенсивно действовал на Сталинградском направлении, здесь тяжёлые корабли вынужденно использовались в качестве ночных фронтовых бомбардировщиков. В ходе Курской битвы помимо традиционных целей – железнодорожных узлов и аэродромов, полк работал по переднему краю: по скоплениям войск и техники.

За участие в боевых действиях Латыгин Василий Макарович был награждён орденами и медалями.   После ранения в 1943 году прадедушка был признан инвалидом войны и выведен из личного состава действующей армии, работал механиком на авиационном заводе.

Боевых товарищей Василия Макаровича с конца июля 1943года перевели на Ленинградский фронт. Здесь приоритетными стали позиции тяжёлой артиллерии, которая обстреливала город.

 

В.Г. Горяев приобрел в музее «Истории Современной России» модель самолёта ПЕ-8 (1/72), состоящую из 303 деталей, вместе собрали её  и теперь мои дети и внуки точно знают место моего прадедушки в самолёте во время бомбардировочных полётов.

 

На Кронштадтском бульваре открыли обновленный памятник тем, кто отдал свои жизни за свободу потомкам.

Потомки солдат ратных подвигов возлагают цветы к элементам военного времени - линии обороны Москвы.

На сегодняшнем Кронштадтском бульваре – бывшем болотистой пустоши в далеком 1941 году располагались зенитные батареи заслонявшие небо Москвы от вражеских бомбардировщиков с ночи 24 июля 1941 года.

Жители дома № 57по своему увековечили на берегу речки Норишки (Бывший Лихоборский канал).

 

История победы.  История 

Виктор Горяев

Виктор Горяев

Старожил района… Почётный ветеран Москвы – ветеран труда, Почётный сертифицированный бухгалтер по версии Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Консультант по правовому обеспечению управленческой деятельностью.

Все новости автора

1131
^ Наверх