Опубликовано 23.06.2019 17:34
 112

Я длительное время занимался торговлей. Захотелось попробовать себя в производстве. Мне была интересна тема переработки отходов, и возникло желание реализоваться в данной сфере. Изначально предполагалось, что бизнес будет полностью легален (соблюдаются все законы и нормы), а так же изначально безубыточен! Получить осязаемый результат не смог. Зато пообщался с представителями власти и проверяющих органов; предпринимателями, работающими в данной сфере. Одна из целей мемуаров - найти единомышленников и совместно решить проблему легализации данного направления предпринимательства. Так же поделиться своим изысканиями с начинающими предпринимателями, желающими заняться рециклингом отходов. Считаю нужным разуверить энтузиастов, которые предполагают, что переработка отходов бизнес относительно простой, понятный и нужный. А также тех, кто интуитивно рассчитывают на поддержку.

Сначала попытался заняться переработкой шин. Шин было много, четыре года назад они валялись везде и накапливались в большом количестве на двух несанкционированных свалках. Иногда их вывозили. Очевидно, что с их переработкой серьезная проблема. Казалось, стоит только наклониться и поднять деньги! Так ли это, не придется ли при этом прогнуться под кого-либо, об этом сей труд.

Принялся изучать доступный материал. Начал с интернета. Оказалось, существуют два основных направления переработки шин: механическая и термическая. В случаи механической переработки образуется резиновая крошка и металлический корд. Термическая переработка в свою очередь подразделяется на криогенную (при низких температурах) и пиролизную ( при высоких температурах). В первом случаи получаем крошку и корд. В результате пиролизного метода получаются: технический углерод, металлический корд, пиролизное масло и пиролизный газ. . Существуют фильмы, рассказывающие о данных методах.

Всякие экзотичные методы отверг сразу, так как они явно не рассчитаны на небольшое предприятие. Встречал в интернете метод обработки озоном с последующим растворении в 76 бензине. Если целью является отделение корда от резины, то наверное все нормально, если же полное использование всего полученного, то возникают вопросы. Вообще, зачем это нужно, переводить бензин и получить непонятное нечто?

Следующим этапом стало посещение выставки РТИ И КАУЧУКИ на Красной Пресне. Узнал о новом направлении – восстановлении шин. Речь идет о грузовых шинах, используется корпуса старых шин, на которые приклеивается новый протектор. При СССР восстанавливали и легковые шины, но китайские стоят достаточно дешево и сейчас не имеет смысла. Представители фирмы были заинтересованы в корпусах и готовы их покупать. Но они должны быть от хорошего производителя (не китайские) и иметь минимум повреждений.

Очередной остановкой был стенд Чеховского завода по переработке шин. Они же являлись представителями завода-изготовителя (продавали оборудование). Пообщался, посмотрел фильм о работе их завода. Осмотрел продукцию – резиновую крошку и корд (был подозрительно чистый, без резины). Поинтересовался, куда они девают корд, внятного ответа не получил. Предложили у них его покупать по умеренной цене – 2 тысячи рублей за тонну.

Пообщался с представителями завода по производству приводных ремней. При производстве ремней резиновую крошку добавляют в смесь. Покупают мелкодисперсную резиновую крошку, полученную только с помощью механического метода.

Обдумав полученную информацию, решил познакомиться с производством воочию.

В Чехов не поехал, нашел механическую переработку резины радом, на Тушинском Машиностроительном заводе. Созвонился и приехал. Описывать производство не буду, можно найти ролики на youtube. Полученную резиновую крошку смешивают с серой, добавляют жидкую резину и помещают в формы. Спекают массу в туннельной печи. Производят обрамление канализационных люков и железнодорожные переходы. Хочу отметить, что данный производитель нашел свою нишу. При относительно низком качестве полученной резины, он производит из нее готовые изделия, которые пользуются спросом. Предложили купить такую же линию, металлический корд по 2 рубля за 1 килограмм, резиновую крошку по 8 рублей за килограмм.

Посмотрел пиролизный метод переработки. Производство размещался далеко от жилых объектов на заводской территории. Представляло собой два теплообменника. Пока один работает, другой остывает. Для начала разложения, теплообменник греют, сжигая обычные дрова. После появления пиролизных газов, которые образуются в избытке, используют их в качестве топлива для поддержания процесса разложения. Главный продукт данного процесса – пиролизное масло. Дурно пахнущая жидкость из-за веществ, содержащих в своем составе серу. Также получается корд и технический углерод. Масло реализуется по 8 рублей за 1 литр, углерод по 2 рубля за 1 килограмм. Опять же предложили аналогичное оборудование по завышенной цене + технология в обмен на рынки сбыта. Обратился на завод, производящее подобное оборудование, цену мне посчитали исходя из примерного объема загрузки. Оказалось, что изначально теплообменники мне предложили в 9-10 раз дороже. Взял образцы масла и направился в лабораторию РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. Оказалось, что это не дешевая процедура. Стоимость анализа на серу, влажность и теплоту сгорания составила 19200 рублей, включая НДС! Если продавать на какое-либо производство, анализ придется делать регулярно. Недешево, однако! Пришлось обратиться в лабораторию Института органической химии М.Д. Зелинского, где установили содержание серы в 0,70-1,04% массовых долей, что не так уж много для мазута. Но существенно больше, если сравнивать с отработанным маслом (масло после замены в автомобилях внутреннего сгорания), которое часто используют в капельных печах. Так что использовать его как топливо для отопления открытым способом не представляется возможным. В отработанном масле содержание серы – тысячные доли процента.

Существует криогенный вариант переработки шин. Одна из таких фирм находится в Подмосковье. Я нашел ее телефон в интернет и позвонил. Оказалось, что она временно не работает, рабочие разбежались, директор ищет финансирование для продолжения работы. Сторожа приторговывают резиновыми покрышками. То есть данный процесс переработки убыточен. Резину, полученную данным методом, не добавляю при производстве ремней и шин. Промежуточные выводы: все предлагают оборудование и продукты переработки; везде в основном грузовые шины; резиновая крошка, полученная на первичном оборудовании (станки удаления бортового кольца; станки первичной нарезки; станки, удаляющие металлокорд) нуждается в дальнейшем измельчении. Цена продажи будет низкая, а значить, нужны дополнительные измельчители для получения мелкодисперсной резиновой крошки. Решил, что изыскания нужно продолжить, и выяснить, куда можно деть (продать) без посторонней помощи резиновую крошку, металлический корд и пиролизное масло.

Из резиновой крошки делают покрытия для детских площадок и беговых дорожек; добавляют в асфальт; используют при производстве приводных ремней и шин; добавляют в мастики; делают гибкую черепицу. Из всего перечисленного выделил производство асфальта и шин. Они очевидно являются основными потребители резиновой крошки. Общение с представителями асфальтобетонного завода дало отрицательный результат. “Нет, не закупаем! А сколько вы готовы заплатить нам за внесение изменения в технологи, позволяющие добавлять в асфальт крошку?”- ответили они. Кроме того в интернете нет однозначного мнения на влияние резиновой крошки на качество асфальта. От нейтрального до однозначно положительного (продление срока службы покрытия). Созванивался с представителями завода “Nokian Tyres”. Занимает серьезную нишу на рынке производителей шин. Оказалось, что они так же являются производителями резиновой крошки. Бракованные шины перерабатываются, а в замес полученную крошку не добавляют. ООО «РТИ-Трейд» производитель ковриков для машин утверждает, что закупает крошку не регулярно, в зависимости от заказов. Объем закупок в год измеряется десятками тон. Чаще добавляет резиновую крошку, полученную из отходов и брака.

Съездил на ОАО ”БМЗ” (Белорусский металлургический завод) в город Жлобин. Общался с представителем отдела закупок. Узнав, о чем идет речь (корд металлический) даже не пригласил зайти. Объяснил, что в данном виде (россыпью) он им не интересен, так как большая часть его сгорит при плавке. Посоветовал сначала очистить корд от резины (не более 2%), а затем спрессовать в брикеты. Полученные образцы, предоставить им, для присвоения класса и категории по ГОСТу. Если все пройдет нормально, то определиться цена, по которой они будут покупать. Предоставляем пробную партию, по результатам тестовой плавки заключается контракт на поставку. Путем простых манипуляций с взвешиванием и определением объема, узнал, что на моих образцах находится 8% остаточной резины, а уплотнить корд после отделения крошки следует в 2-3 раза. Как очистить проволоку от резины с минимальными затратами не придумал. Варианты с измельчением проволоки в порошок и отделением с помощью магнитного сепаратора, отверг – слишком дорого. Как результат, искать владельца пресса не стал.

Пошел по другому пути. А почему бы не переплавить корд и не продавать слитки по цене металлолома? Ездил в Рязань на завод “Тяжпрессмаш”. Познакомился с работой плавильных печей – индуктивной и электродуговой. Побеседовал с футеровщиками, плавильщиками, технологами. Стало понятно, что в гараже плавильное производство не организуешь, себестоимость продукции будет высокая (покупной корд 2000 рублей за тонну + 3500 рублей электроэнергия= 5500 рублей, а цена металлолома была 7000 рублей за тонну). Большие затраты электроэнергии; постоянная профилактика печей на замену футеровки; все под ноль из плавильной печи сливать не рекомендуется в конкретно моем случае т.д. Технологи подсказали, что без получения готового изделия плавильный цех будет убыточен. Слитки готовым изделием не является. Стоимость их определяется исходя из классификатора (соответствие определенному классу и категории). То есть если у вас получаются слитки одинакового состава, и вы это подтверждаете сопутствующими документами, то возможно цена уже будет отличаться от металлолома и тогда это будет выгодно. Проблема первая, при плавке образуется шлак, отделять его или не отделять. Вторая проблема - плавить не очищенный корд не желательно, как минимум вы будете доплачивать плавильщику за вредность. Проблема третья, проволока покрыта латунью, как это скажется на составе слитков?

И наконец, пиролизное масло. В интернете предлагают его использовать как печное топливо. Оно содержит много серы. Все топливное оборудование будет выходить из строя раньше времени. Предполагалось, что ее могут использовать котельные. Оказалось, что почти все котельные в МО переведены на газ. Многие частные дома отапливаются с помощью твердотопливных котлов. В торговых центах продаются различные брикеты из древесных отходов. Дизельные котлы, наверняка используются в частных домах и возможно каких-то других объектах, но не очищенное пиролизное масло не отвечающие экологическим требования и соответствовать ГОСТам, вряд ли данных потребителей заинтересует. Можно купить еще установку для его очистки, это увеличит вложения, но не снимет вопрос с реализацией. Я могу предположить, что масло продают на мелкие нефтеперегонные заводы. Желающих продать пиролизное масло в интернете достаточно, а вот купить…

Могу добавить еще, что находил в интернете информацию, что резиновую крошку закупает Китай в больших количествах. Но поскольку нет ни мощностей, ни самой крошки этот вопрос не прорабатывал. Также утверждается, что в США резиновую крошку добавляют в уголь и сжигают на ТЭЦ. Пропорция 5% резиновой крошки и 95% угля. Выводы. Продукты переработки шин имеют ограниченное применение. Нуждаются в дальнейшей переработке. Реализовать идею: получать маленькую, но стабильную прибыль, продавая продукты первичной переработки покрышек - не получиться. Нужны значительные вложения и смежные производства. Возникла идея попытаться накопить автомобильные покрышки, что бы оценить принципиальную возможность начало производства. В интернете приводятся данные, что существующие производства загружены только на 20-30%. Хотя перерабатывается только15-20% автомобильных покрышек. Пытаться продавать корпуса грузовых шин, а так же шины на уже существующие производства. Выбрасывают их активно два раза в год, а производство должно работать весь год, в не зависимости от смены сезонов. Заняться поиском автотранспортных компаний и работой с шиномонтажами. Нашел завод по переработке шин во Вязьме, они обещали деньги за каждую тону – порядка 1000 рублей. Но посчитав, насыпную плотность шин, засомневался в возможности получения какой-либо прибыли. Мое подозрение подтвердил бывший начальник транспортной компании. Существовал промежуточный вариант: купить только шредер и станок для извлечения бортовых колец, что бы продавать чипсы. Но ведь я изначально отказался от покупки любого оборудования!

Хочу привести некоторые подсчеты. Если верить интернету, то на каждых 10 жителей страны приходится одна произведенная шина. Московский регион один из самых больших потребителей шин, а значит, и пропорция будет другой. Если взять за основу оптимистический сценарий и предположить, что город Красногорск с 300 тысяч жителей покупает 60 тысяч шин, значит такое же количество выбрасывает, а вы их все соберете. Вес шины R14 – 7 килограмм, а значит, общий их вес будет 420 тонн. Представители местного магазина по продаже шин засомневались в данной цифре. По их мнению, она завышена минимум в два раза. Наиболее популярным размером они назвали R15, средний вес данной шины составляет 7,6 килограмм. По их версии получим 228 тонн.

А не посчитать ли нам! Примем, что в шине соотношение корда к резине один к одному по массе, следовательно получим 210 тонн резиновой крошки. На рынке предлагают оборудование различной производительности, от 400 до 1500 кг/ч. Для первой таблицы, для удобства подсчета и возможности сравнения примем стоимость крошки ровной 8 руб./кг. Все же стоимость крошки зависит от размера, поэтому в другой таблице попытаемся это учесть и предположим, что на более производительном и дорогом оборудовании она будет равна 18 руб./кг. Наш заводик будет работать семе часов в день при пятидневной рабочей недели. Так же примем, что в одном месяц 21 рабочий день. Один месяц в году придется проводить профилактические работы, следовательно реально он будет работать 11 месяцев. Сведем все в таблицы для удобства. Таблица №1 мнимый сценарий, таблица №2 – реальный сценарий.

Аренда цеха составляет не менее 100 тыс.руб./месяц , а значит даже на зарплату двум работникам не хватит (1,68млн.рублей -1,20млн.рублей = 480тыс.рублей). Нужно также учитывать, что оборудование покупается не для того, что бы оно стояло! А работать оно должно 25 часов в сутки! Да, у вас останется еще железный корд! Если принять, что насыпная плотность корда 2500 кг/м3 (плотность стали, разделенная на 3), то имеем 84 м3.А значит, его регулярно нужно вывозить, а то он займет достаточную территорию. И совсем забыл, часть шин шипованная. В Московской области около 40% зимних шин их имеют. А значит каждая пятая шина шипованная. Шипы будут портить оборудование и придется либо от них отказаться, либо докупить станок для удаления шипов.

Из первой таблицы видно, что самый примитивный завод может легко переработать в два раза больше, чем производит город Красногорск. Значит, у вас будет постоянная нехватка шин, как бы не пришлось доплачивать кому-либо за них! Мне кажется, город столько не выбрасывает шин, а все транспортные компании уже с кем-то работают. В легковых шинах соотношение между резиной и кордом может быть другим. Режущие части изнашиваются, нуждаются в постоянной замене. В интернете предлагается линии от 1,8 миллионов до 12 миллионов. На первой линии, судя по всему, получается низкокачественная крошка, которую необходимо доводить до кондиции, и возможно она вообще ни кому не нужна.

Сходил на детскую площадку перед домом, как раз на ней местами присутствует покрытие из резиновой крошки. Измерил размеры данного покрытия, они составили 180м2. Взял образец покрытия и взвесил его на электронных весах. Затем определил его площадь и вес 1м2 покрытия. Вес 1м2 составил 3,3 килограмма. Исходя из этих данных, легко определить вес резины, которая ушла на формирование данного покрытия - 594 килогрмм. Это без учета веса полиуретанового клея. За час работы вашего оборудования вы получает количество резины, достаточное для одной детской площадки. За месяц работы вашей резиной можно будет покрыть все площадки в городе. А дальше что? Сходил на местный стадион “Зоркий”, имеет тоже резиновое покрытие беговых дорожек. У главного инженера уточнил, что замена покрытия производится один раз в пять лет. При длине беговой дорожки 400 метра и ширине 5 метров на весь стадион ушло 6,6 тонн резиновой крошки. Два дня работы вашего заводика, и будет произведено крошки, достаточное для обустройства аналогичного стадиона.

Резиновые покрышки относятся к мусору. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов шины относятся к четвертому классу опасности (92112000000). Из ФЗ -№99 “ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” Статьи 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Пункт 30 гласит: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Получается, что прежде чем думать о производстве вы должны получить лицензию. Бедные автотранспортные предприятия, у них оказывается должна быть лицензия на транспортировку шин! Что бы получить лицензию вы должны найти территорию, на которой вы будете производить накопление, а может быть и накопление и производство. Арендовать и составить план территории и определить место хранения шин. Согласовать с собственником (владельцем и с администрацией). Есть очередное но! Требования к участкам для производства и для накопления, судя по всему разные. Из приказа Мин Экономического развития №540” Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков” следует, что видом разрешенного использования для участка под накопление должен быть “специальная деятельность”, а для производства – “тяжелая промышленность”. Если я не прав, прошу поправить. Прояснить ситуацию не смог, судя по всему в администрации городского округа Красногорск нет специалистов, способных провести мозговой штурм и однозначно ответить на данный вопрос (отдел земельных отношений Суслин Д.М. Татарчук Е.М.).

Далее, закупаете оборудование, и получить лицензию. При получении лицензии вы должны будете предоставить Проект ПДВ в Роспотребнадзор и его там согласовать. Интересно если у вас механическая переработка, то тоже нужно? В министерстве экологии сказали, что если будет предписание, то придется сделать. В случае пиролизной переработки, ваш аппарат нужно зарегистрировать в Гостехнадзоре. Проект по ПДВ обязателен! Но для него нужна производительность оборудования по конкретному виду сырья. То есть, подобрать оборудование по примерным параметрам у производителя не получится. А если вы все же его приобретете, то вам прямая дорога в Государственную экологическую экспертизу! Сколько вы на все это потратите времени не известно. Только на получение лицензии может потребоваться от 4 месяцев до 1,5 года, и это при наличии собственной территории. Если верить радио БИЗНЕС ФМ, бизнес должен окупаться за 1,5года.

Далее копать бессмысленно, речь ведь шла о малом бизнесе с небольшими вложениями, соизмеримыми со средним магазином запчастей, к примеру. Главная проблема взять площади в аренду. Владельцы промышленных объектов мне отказывали, а администрации направляли на сайт torgi.gov.ru, ищите и обрящете. Понятно, что вы будете участвовать в торгах, если найдете подходящий участок. Арендовав, вы не сможете изменять его разрешенное использование, так как это может сделать только собственник. Не может быть участка, части которого, имеют различные виды разрешенного использования. Если могут, поправьте меня. Участок есть, деньги уплачены, а использовать его нельзя. Если вы решили начать деятельность на авось, знайте, вас может проверить Адмтехнадзор и Прокуратура. Если вы ИП, то вам повезло! Создание незаконной свалки 30-50тысяч рублей, сброс мусора в неотведенном для этого месте 30-50 тысяч рублей, итого 100 тысяч рублей (для ООО 750 тысяч рублей). Если инспектор будет вменяемый, то обойдетесь 30 тысяч рублей, а также предписанием об исправлении нарушения. А как вы его исправите, если собственник не вы?

По этой теме все. Не нужно отчаиваться и отказываться от работы с отходами. Можно порассуждать о важности охраны природы и необходимости оставить благоприятную среду обитания для потомков. Но оставим это для политиков. Предлагаю создать профсоюз переработчиков отходов, продвигающий и отстаивающий коллективные интересы.

PS. Предлагаю самим сделать выводы из нижеприведенной непроверенной информации, а попросту баек.

В прошлом году в Сибире сгорел завод, утилизирующий шины, а три года назад горел Тушинский Машиностроительный завод. Про пожарную безопасность нужно думать не в последнюю очередь!

Телефонный знакомый поделился следующей информацией: только с третьего раза сумел купить оборудование, на котором смог получить качественный продукт; разместить производство на местном заводе им. С.А. Зверева не смог. Хотя на данном предприятии свободные площади имеются, на территории находится кондитерский цех, а на самом заводе – гальванический цех.

В Рязани существовал завод по утилизации шин – закрыли.

Обсуждалась возможность перерабатывать шины в резиновую крошку прямо при свалках. М-да, ни каких тебе лицензий, шины искать ненужно, да еще и денег на покупку оборудования выделят.

В Мытищах хотят открыть завод по переработке шин, по слухам просят 400 тыс.руб. за введение в эксплуатацию.

На Avito в раздел “Готовый бизнес” находил информацию о продаже предприятия по восстановлению грузовых шин. Прибыльного!?

В Москве на территории ООО “Завод РТИ-КАУЧУК” существует производство по переработке шин. Корд мене предложили забирать бесплатно.

Один из шиномотажей накапливает шины, и продает предпринимателям по 30 рублей за штуку, вместо того что бы доплачивать за их утилизацию.

Стоимость искусственного каучука примерно в четыре раза больше, чем резиновой крошки. Предположительно, соотношение резиновой крошки к каучуку в изделие без существенной потери качества может составлять один к одному по объему.

Экономика 

Александр Дрезналь

Александр Дрезналь

Автор СМИ "Мой Головинский"

Все новости автора

1131
^ Наверх