В наши дни не так уж много людей, которые по-настоящему интересуются искусством и хотят окружающим помочь понять его. Далеко не все глубоко интересуются музыкой, часто их «знания» поверхностны. Нина Борисовна к ним не относится. Она имеет учёную степень «Кандидат искусствоведения», звания «Почётный работник высшего профессионального образования РФ», «Ветеран труда», учёное звание «Доцент» (присваивается ВАК авторам научных статей и учебных пособий). Нина Борисовна - не только профессионал своего дела, но и настоящий человек. Её жизнь - пример для нынешней молодёжи. Многим из представителей нынешнего поколения будет интересно узнать как о её творческом пути, так и о трудностях становления личности. Она рассказала, как успевала заниматься музыкально-педагогической деятельностью на нескольких работах одновременно, руководить кафедрой музыкального искусства в вузе, также поделилась, чем занимается сейчас.
Вначале Нина Борисовна затронула тему детства, многое удалось узнать о жизни её родителей (из их рассказов):
- «Я родилась в большой семье в селе Садовое Сталинградской области (это 100 километров от Волгограда). Отец мой из рода священников в нескольких поколениях, которых в 30-е годы назвали «врагами народа» и репрессировали (позже реабилитировали посмертно). Во время войны мой отец, Борис Владимирович Генерозов, воевал, но не с самого начала боевых действий. Ему не было ещё и 17 лет, когда его повезли на поезде в плен вместе с двоюродной сестрой и другими подростками. Жизнь отца спасло хорошее знание немецкого языка. За несколько дней следования поезда он нашёл «общий язык» с немцем-конвоиром. Когда подъезжали к границе Советского союза, немец так подобрел, что разрешил Борису и его сестре выпрыгнуть на крутом повороте из замедлившего скорость поезда. Потом ребята почти целый год пешком добирались до родного села, останавливаясь на ночь в разных деревнях. В 1943 году Борис пошёл воевать, будучи ещё несовершеннолетним. В 1947 году он вернулся домой и познакомился с моей мамой.
Моя мама, Мария Алексеевна (в девичестве Небабина), была из рода зажиточных, но раскулаченных крестьян. Во время войны мама вначале недолго поучилась на учителя в Астрахани. От недоедания ученицы так ослабли, что даже с трудом поднимались в свою комнату на третий этаж общежития. Мама не завершила учёбу и вернулась домой, где огород спасал от голода, затем помогала рыть окопы под Сталинградом и работала в колхозе для поддержания Красной Армии продовольствием.
После войны родители мои родители поженились и стали вместе преподавать в школе. Мама и отец заочно окончили Сталинградский педагогический институт. Мама всю жизнь работала учителем математики, а отец вёл историю, физику и труды для мальчиков. Нас в семье было 7 детей. Мне очень нравилось, что у нас все были очень дружными. С детством связаны мои самые лучшие мои воспоминания. Я со слезами на глазах вспоминаю многие моменты: семейные концерты, коллективные поездки в степь за тюльпанами. Хорошая семья закладывает фундамент в человеке, приучает к труду и взаимопомощи.
Мама имеет награды: «Труженица тыла», медали материнства, орден «Материнская слава», звание «Отличник народного просвещения», У отца много медалей и орденов за боевые заслуги в борьбе с фашистами и звание «Отличник народного просвещения».
- Как Вы встали на творческий путь?
- Все дети нашей семьи учились в музыкальной школе, и меня тоже отец отправил. У него был абсолютный слух, он любил петь и играть на разных инструментах, создавал самодеятельные ансамбли. В принципе, тогда особенно не спрашивали желания детей. В школе сказали, что у меня есть способности, папа и наставил меня на путь музыки. После 8 класса я пошла учиться в музыкальное училище, окончила его в Астрахани как преподаватель теории музыки и общего фортепиано.
- Как Вы окончили школу и муз. училище?
- Училась всегда с отличием: и в обеих школах, и в музучилище, и в консерватории. Благодаря этому меня оставили по распределению в Астраханской государственной консерватории, я преподавала в ней на полставки уже с 4 курса учебы.
- Как Вы познакомились с будущем мужем?
- Мне было 23 года. Мы познакомились в санатории в Саратовской области. Он приехал в туда из Пензы, я из Астрахани. Интересно, что я тогда ещё даже не успела окончить консерваторию. В целом, пришлось пройти длинный путь, прежде чем получить высшее образование по музыкальной специальности. Ведь в консерваторию нельзя поступить, не окончив музучилище. Мы с мужем до 1981 г. жили в Астрахани, где нам дали две комнаты в общежитии. Здесь родилась дочь Мария. Сын родился позже, в Рязани. Муж Владимир почти всю жизнь работал главным инженером на строительных заводах, а также писал замечательные стихи.
- Где Вы работали? Какое было самое длительное место работы?
- Трудовой путь мой очень длинный, в общей сложности почти 47 лет стажа. Порой приходилось работать параллельно в нескольких местах. Всё успевала, иногда готовилась к занятиям даже по ночам. Параллельно с вузом работала музыкальным руководителем в детском саду, преподавателем в обычной школе и в музыкальной школах. В новом 21 веке работала даже экспертом по аттестации на высшую квалификационную категорию педагогов музыкальных специализаций (была руководителем экспертной группы с 1999 по 2019 г). С 1981 по 2018 г. я преподавала музыкально-теоретические и музыкально-исторические дисциплины в Рязанском филиале Московского гос. института культуры (в 2020 году он закрылся). В советские времена был очень большой «разрыв» в зарплате у педагогов простых и с учёной степенью. Это и послужило стимулом для поступления в аспирантуру и защиты диссертации.
- Расскажите об учёбе в аспирантуре: как вы успевали учиться, имея малолетних детей?
- Отец советовал, говорил мне, что это необходимо, да я и сама это уже понимала на тот момент. Я поступила заочно в аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Мне удалось туда попасть при конкурсе четыре человека на место. Сложно оказалось подготовиться к экзаменам и работать над диссертацией, интернета тогда не было, всё искали в библиотеках и фонотеках. Не было даже ксероксов. Очень помогал муж. Он делал фото нужных редких нот, печатал их на фотобумаге, и по ним я изучала новые произведения для диссертации. На руках было двое детей, Когда сыну Павлу было около годика, приехал мой отец и забрал его, чтобы дать мне возможность подготовится к аспирантуре, потом сдать кандидатские экзамены и начать работу над диссертацией. Сын жил у дедушки и бабушки селе Садовое полтора года. Дед приобщал внука к музыке. Я очень благодарна им за помощь. Диссертацию защитила в 1989 г.
- Когда Вы переехали в Москву и почему решились на переезд?
- Это случилось в 2019 году. Я прожила в браке с мужем 42,5 года. Мы очень любили и поддерживали друг друга. В 2019 году он скончался, а в 2021-м я решила переехать поближе к детям, так что я тут совсем недавно. В Москве также были предложения преподавать, заниматься частными уроками музыки, но я отказалась. Поняла, что у сына Павла уж очень много работы, разных проектов, захотелось углубиться в его деятельность и помочь.
- Чем Вы занимаетесь сейчас? С какой работой помогаете Павлу?
- Свободного времени почти нет. Я называю себя секретарём-помощником сына (улыбается). Еще в 2016 г. Павел Пикалов организовал в Головинском районе Музыкально-поэтическую гостиную, которая хорошо развивается. Чтобы немного освободить сына для творческой работы и заработков, многими вопросами её проведения теперь занимаюсь я: принимаю заявки на выступление артистов и поэтов, руковожу Художественным советом, составляю Программы концертов, пишу сценарии вечеров, тексты Анонсов концертов и творческих вечеров. Также иногда редактирую материалы для СМИ «Мой Головинский». Также отвечаю на звонки по рабочему телефону сына, когда он занят выступлениями.
- Вы выпустили множество учеников за время музыкальной карьеры. Все ли ученики успешно окончили ВУЗы? Поддерживаете с ними связь?
- Да! За всё время у меня было очень много учеников и студентов. За годы педагогической работы я выработала собственную методику: «Как за несколько месяцев частных занятий подготовить выпускника музколледжа в консерваторию, чтобы он гарантированно получил на вступительном экзамене самую высокую оценку по гармонии и сольфеджио (ведь конкурс в столичные музыкальные вузы огромный!). В консерваториях ЕГЭ учитывают только по русскому и литературе, и, кажется, обществознанию, а все музыкальные предметы (специальность, гармонию, сольфеджио) надо сдавать «вживую»). Большинство выпускников музучилищ именно по этим дисциплинам не добирают буквально несколько баллов при поступлении в вузы, а после моих занятий поступали все без исключения. Сейчас, когда проходят какие-либо праздники, например, День учителя или День музыки, мне приходят сотни поздравлений из разных городов от благодарных бывших воспитанников. Многие пишут и спрашивают, помню ли я их. А они уже заслуженные артисты, работают в статусных музыкальных коллективах Москвы и других городов, преподают музыку в регионах, руководят хорами и оркестрами. Некоторые даже стали заслуженными деятелем культуры и искусств России. Я рада, что проделанная мной работа не была напрасна, горжусь своими учениками.
- Какие у вас хобби есть сейчас?
- И раньше, и сейчас очень люблю вязать и шить. Раньше всё вязала руками: спицами и крючком – мама научила. Всегда находила на это время, несмотря на большое количество работы. Шить на машинке тоже нравилось. Ещё в школе на уроках труда нам это всё показывали учителя.
«Я много работала, но не жалею об этом, мой труд принёс пользу многим талантливым людям», - поделилась Нина Борисовна. За её заслуги ей дали несколько отраслевых наград от Министерства образования и Министерства культуры. Не зря говорят, что заработать что-то можно лишь трудом. У Нины Борисовны в молодости был нелёгкий путь, тем не менее, она никогда не сдавалась и продолжалась следовать по нравившемуся ей творческому пути. До сих пор она остаётся деятельным, музыкальным, прекрасным человеком!