Меня зовут Марина Захарова. На этом фото я в центре с цветами, а рядом со мной мои друзья - Мария Павлова и мой бессменный гитарист-аккомпониатор Майкл.
В музыку я влюбилась ещё с детства. С 5-ти лет я пошла в музыкальную школу, в которой проучилась 7 лет и закончила на отлично. Учителя меня любили. Я хватала все на лету, была трудолюбива и отзывчива к другим. Еще я помогала им писать музыкальные диктанты. Если по теории музыки было что-то непонятно, я своим друзьям все объясняла, а учителя видели во мне то хорошее чувство взаимопомощи по отношению к другим детям и ценили за это.
Директор музыкальной школы, а также учителя по сольфеджио, часто организовывали разные конкурсы. Мы сдавали много экзаменов. Понятное дело, что мы волновались, но это было приятное, творческое волнение. Мы, преодолевая себя, старались сыграть прежде всего эмоционально, так, чтобы произведения переливались яркими красками, подобно художнику, который рисует разными красками акварели. На самой кульминации вдруг разворачивался "Девятый вал" Айвазовского, затем снова звучали умиротворенные волны "Тихого океана": приливы и отливы, восход солнца и красивый закат, сверкающие звезды и яркая луна, в этих художественных образах, в музыке, воплощались все наши мечты.
Учителя видели, как все дети старалась. Мы хотели в музыке передать прежде всего характер музыкального произведения, показать циклическую форму, такую, как рондо, вариации, сонаты. Если это сонаты, то надо было показать различие главной партии и побочной по характеру и по темпу. Если главная партия была в миноре, то побочная могла быть и в мажоре; если в главной партии был быстрый темп (аллегро), то в побочной партии - медленный темп. Если это были вариации, то естественно сначала звучала тема, а затем в этой теме нужно было использовать различные приёмы: или стаккато (играть коротко, отрывисто), или плавное легато (не отрываясь от клавиш).
Если мы играли форму рондо, что значит круг, то там звучит главная тема, за тем следует эпизод, который можно сыграть взволнованно (по-итальянски - ажитато), дальше опять шла тема, а за ней другой эпизод, спокойного характера, в спокойном темпе (по-итальянски - ленто). А вот после концерта нас награждали нотами (Бетховеном "Для Элизы", произведениями Баха "Прелюдии и фуги".) Боже, какое это было счастье - открыть ноты и увидеть подпись своего педагога по фортепиано, а затем слиться с лирической, вдохновенной музыкой!
Позже я поступила в муз. училище - Второе Московское, Царицынское. Наше училище находится в знаменитом и поныне историческом месте - на Царицынских прудах, куда Екатерина пыталась затащить Петра и заказывала Баженову построить специальные особняки. Нам очень повезло: мы учились в историческом, трехэтажном особняке. Сейчас на месте нашего училища сделали Музей музыкальных искусств. В музее выставили рояли: "Бехштейн", "Циммерман", различные редкие музыкальные инструменты, на которых мы играли. Представляете, какая красота! Да где вы ещё такое увидите?
Это я к тому, что Екатерининский особняк архитектора Баженова является большой редкостью, да получается так здорово, что мы там ещё и учились, в историческом месте, где в то время было много исторических достопримечательностей ещё времён Петра, предоставленных нам – детям. Вот как нам повезло!
Когда я училась в училище, то совмещала сразу три работы: работу в музыкальной школе педагогом и работу в двух детских садах музыкальным руководителем. А по субботам у меня было еще дополнительно 15 человек детей, которым я давала музыкальное образование. Я вставала в 7 утра и приезжала домой в два часа ночи. Успевала съездить в один день к 15 детям, так как не могла предать их и их родителей, которые очень ждали моего приезда! Боже, сколько у них было эмоций! Ведь я их учила с трёх лет и не только изучала с ними произведения Баха, Моцарта, Бетховена, но ещё и учила их создавать собственные музыкальные произведения. Мы очень много сочиняли с детьми разных стихотворений про зверюшек, про маму, про зиму, про весну, про лето, а потом дети сами писалили мелодии к ним. Сами своими крошечными ручонками нажимали на клавиши, сами записывали нотки, вспоминая стихи, затем сами рисовали рисунок на тему своей же песенки! Мы делали большой стенд, писали на стенде: "Сочинения композитора Ирочки Добашиной" и т.д. А когда я объявляла, что выступает трехлетний композитор Добашина Ирина, то родители переполнялись гордостью за своих малышей, а их глаза наполнялись счастливыми слезинками.
Большой наградой для меня стало поощрение от Государственного Департамента за создание специальной игровой креативной методики с детьми, с использованием пуговиц и лент. В чем ее суть, я поясню.
Пуговицы - это ноты. 5 ленточек разного цвета - это нотный стан, скажем, сольфеджио в игровой, необычной форме. Я старалась использовать редкие книги и пособия для детей: книжки - раскраски, где есть ноты в виде девочек, которые сидят на скамеечке. Если сидят на первой добавочной линеечке - это "до" первой октавы. Есть ноты между линеечками – это "до" 2-й октавы. А между ними понятие октавы - расстояния между двумя одинаковыми звуками. Так вот можно и раскрашивать этих девочек и ноты прописать разными цветами и стихи про каждую ноту выучить. А ещё у меня были разные музыкальные ребусы, музыкальные загадки, которые дети с удовольствием разгадывали.
Для малышей я написала детскую сказку в стихах - "Звериная музыкальная школа". В ней разные зверюшки - лиса, волк, медведь - учатся правильно петь и ставить "руку" на фортепиано, осваивают приёмы стаккато, что значит коротко, отрывисто; легато, то есть играть плавно, связно. Таким образом, в шутливой форме можно даже зверей обучить, как играть на пианино.
А наши креативные родители сами придумывали и шили костюмы для наших детишек и это было нечто! Дети были в костюмах волка, лисички, медведя, жука. Я сделала из картофеля специальный волшебный домик, где были спрятаны волшебные лягушки, которые при нажатии на клавишу смешно подпрыгивали и сразу открывали рот, причём каждая лягушка была настроена на разные ноты, одни на ноту "До", другие на ноту "Ми", и т.д.
А затем - концерт детей на фортепиано, прямо в костюмах зверей! И детям это все очень нравилось, достаточно было просто посмотреть на их счастливые глаза из которых струился лучистый взгляд. Эти длинные хлопающие реснички, длинные вьющиеся волосы у девочек, как у маленьких волшебных куколок! А мальчики, как настоящие рыцари, которые мужественно, твёрдо и гордо красовались за роялем, на котором мы вместе с детьми играли в четыре руки.
После окончания училища я поступила в лучший институт имени Гнесиных, где моим учителем была Наталья Антоновна Кузьмич, которая сейчас ездит по стране, аккомпанирует Марие Биешу - оперной певице.
Она меня сильно гоняла по гаммам и технике пальцев. Я занималась каждый день по 7 часов музыкой! Не было времени никогда попрыгать в "классики" во дворе, я очень много училась и сдала все экзамены на пятерки. Музыку я любила сама, никто меня не заставлял садиться за фортепино. Я бережно гладила рукой свой полированный любимый инструмент, ухаживала за ним с трепетом, протирала его мягкой фланелевой тряпочкой.
Благодаря тому, что у меня были серьёзные высокопрофессиональные учителя по гармонии и теории музыки - Виктор Кельманович Фрадкин, Берта Львовна Кременштейн, Августа Викторовна Малинковская, Елизавета Татарская, преподаватель по муз литературе Людмила Ильинична Яршак, я полюбила музыку на всю жизнь! Я бесконечно благодарна всем моим учителям за то, как шикарно, интересно, задорно, весело мы учились и в училище, и в институте. Как же здорово мы выступали на концертах и проводили время на занятиях хора в ЦДРИ, особенно когда мы пели хором контрастную и подголосочную полифонию. Контрастная полифония, это когда сразу поют три голоса: альты, первое и второе сопрано, и такая красота, как будто ангелы поют на небесах!
Я была так вдохновлена атмосферой, что у меня появилось много других профессий. Я прошла множнство других курсов: курсы разговорные, по цветам мебели, по кройке и шитью, по английскому языку, по экономике. Окончила колледж "Престиж", курсы психолога, секретаря -машинистки, курсы вышивки художественной гладью, у меня остались даже образцы вышивок роз и цветов с добавлением бисера, блесток и блестящих голубых и золотых нитей! Многие удивлялись и говорили, мол, когда ты только все успеваешь?
Мне очень нравится учиться самой и делиться полученными знаниями и опытом с другими, особенно с детьми, помогая им получать знания, познавать вокруг новое, интересное – весь наш такой замечательный многогранный мир!
Браво, Марина!