Опубликовано 22.01.2021 11:00
 926

Многих из нас волнует жизнь своего города, в первую очередь, его инфраструктура и благоустройство. Это важно, потому что мы сталкиваемся с этим постоянно, когда ранним утром едем на работу и идем через никому не нужную стройку или подолгу ждем автобуса, чтобы доехать до метро. От города зависит наша жизнь, наше передвижение и время.

Проблемами городской мобильности и инфраструктуры в России давно озадачился один из популярнейших блогеров Ютуба — Илья Варламов. Его программа под названием «БДСМ» состоит в том, что он гуляет по городу вместе с мэром и указывает на ошибки, тут же предлагая их решения. Например, Варламов был в Белгороде и нашел немало просчетов в работе местных властей. Недавно я тоже решил прогуляться, но только не по городу, а по своему району, поспрашивать жителей и узнать, что им не нравится и что мешает их жизни.

Район Ховрино, в котором живу я, стал известен благодаря заброшенной больнице. Ее строительство приостановили в 1985 году из-за болотистой почвы и нехватки финансирования, через три года первый этаж ушел под воду. Эта больница могла бы стать крупнейшей в САО (16 этажей, 2 крупных корпуса, вместимость: 1300 мест) и даже во всей Москве. Внутри планировалось поставить новейшее импортное оборудование для проведения сложных операций. Но строительство было резко прекращено, в Ховрино начали приезжать любители острых ощущений. Именно они и прославили район. Заброшенная больница стала визитной карточкой и одним из опаснейших мест Москвы.

Заброшенная больница и вид на район Ховрино и улицу Клинскую. 2015 год.

За более чем 30 лет об этом месте было снято много фильмов. «Непонятные люди бывали здесь каждый день» — вспоминает жительница дома 8 на улице Клинской Надежда Игоревна. Она часто видела из своего окна странные силуэты в больнице.

К концу 2018 года снос госпиталя был завершен.

Правда, теперь на его месте активно строят жилой комплекс по программе реновации общей площадью 320 000 кв.м., а по улицам ходят десятки строителей в оранжевых жилетах. Жители Ховрино упорно протестовали против этого, выходили с плакатами в Грачевский парк, некоторые выходят и по сей день. Поэтому многие из них и проголосовали на выборах в Мосгордуму за Евгения Бунимовича, педагога и правозащитника, который неоднократно говорил о том, что на этом месте будет парк.

 Проект Евгений Бунимовича «Ховринка», который так и не увенчался успехом. Обратить внимание на плане стоит на пруд. Именно из-за него просела ХЗБ. А теперь здесь будут дома.

Пока строительство домов ведется, жители района обклеили забор с колючей проволокой рядом со стройкой плакатами с надписями: «Построите дома, выйдем мы!», «Долой жилой комплекс!», «Мы за парк!». Однако кто-то подобные прошения людей оперативно снимает. Я решил пообщаться с Екатериной Ивановной, живущей в Ховрино уже долгое время:

—Вы считаете правильным, что на месте больницы появятся дома?

—Постройте её заново, а не эти 5 домов! У нас в районе Ховрино и так много жилых домов, зачем еще 5? Постройте больницу лучше, эта была бы одна из самых больших больниц. Она бы больше принесла пользы, чем дома!

—То есть для вас лучше больница? Социально-культурный проект «Ховринка», например, предполагает продолжить Грачевский парк, восстановить пруды, построить библиотеку. Об этом говорил Бунимович, это не лучше? Вы, кстати, за него голосовали?

— Да, я голосовала за него, но вот у него ничего не получилось. Если честно, мне не важно, парк это будет или больница. Главное, чтобы молодежи было хорошо, меня скоро не станет, а вот им жить в этом районе.

План строительства жилого комплекса на улице Клинская.

Люди против, и я их поддерживаю. С появлением этих огромных высотных домов Ховрино захлебнется. В автобус и электричку на недавно переименованной станции «Грачевская» будет невозможно зайти. Об этом говорят и цифры: с 87 000 до 129 000 человек (то есть в 1,5 раза). И на это обязательно стоит обратить внимание мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину. Я, как и многие другие, хочу спросить у него: что лучше? Парк или дома? Мне кажется, что он должен уделить внимание этому вопросу, одним сносом проблемного госпиталя ситуация не решается.

Но есть кое-что еще. Я решил зайти на официальный сайт мэра Москвы в раздел «Реновация», где нашел список адресов со строящимися домами. Прокрутив его ни один раз, мне не удалось найти Клинскую улицу. А это значит, что строительство в этом месте противозаконно. Да и как можно возводить что-то подобное на такой заболоченной местности, фактически на воде. Подземная река Лихоборка никуда не пропала. Все это говорит о том, что геологическая обстановка для строительства категорически не подходит. Так что быть ли «второму ХЗБ» покажет время, а будущим обладателям квартир на первых этажах точно придется купить спасательные жилеты и лодки с веслами. Главное, чтобы закончилась эта незаконная история без смертей.

С известным парком, который находится на границе с Химками, похожая история. Его часть, а именно до МКАДа, находится во владении у мэра Москвы. Химкинский лесопарк некогда назывался легкими города. Но теперь эти легкие активно вырубают. И началось это все из-за строительства метро, которое сегодня во всю функционирует уже три года. Жители не сдаются и борются за жизнь этого парка, требуют не строить еще и дома. Первый ЖК «Дискавери парк» из двух 33-этажных домов, ближе ко в ходу в метро, построен и даже отделан, в планах построить еще семь, а также торговый центр. Площадка для возведения новых зданий готова лишь на треть, благодаря активным гражданам из «Содружества Ховрино», которые бастовали в парке с 2019 года.

Жилой комплекс на карте. С другой стороны Прибрежного проезда вырублен еще кусок.

Химкинский парк хотят вырубить не в первый раз. С 2007 по 2012 на территории Химок за него велась ожесточённая борьба между эко-активистами и министром транспорта России, намеревающимся проложить трассу в Санкт-Петербург через Химкинский лесопарк. Тогда же были избиты многие журналисты и общественные деятели, например, известный работник «Коммерсантъ» Олег Кашин, который теперь ходит с тростью.

Жители Ховрино на встрече с Евгением Бунимовичем.

Вот как об этом говорит мама троих детей Ольга Владимировна:

«Они построили здесь метро, хорошо, мы очень рады этому. Но зачем трогать сам лес и строить там дома ради того, чтобы продать квартиры подороже? Мои родители, еще будучи молодыми гуляли здесь, я маленькая тоже, выгуливала свою собаку, теперь я хочу гулять здесь со своими детьми!»

Местные жители нередко выкладывают фотографии того, как к ним в квартиры забираются белки. Такого не было раньше и может быть, они бегут оттуда из-за шума. Я помню, что в детстве видел их там в огромном количестве.

Вспомнив те счастливые моменты, когда я вместе с дедушкой и бабушкой гулял по этому маленькому лесу, хочется спросить у Сергея Семеновича Собянина: неужели дети не имеют права подышать свежим воздухом? Почему какие-то дома важнее деревьев? Со стороны Химок, например, никакой застройки не ведется.

Помимо высоток лесопарк хотят покрыть плиткой, убив настоящие дорожки. И эта плитка уже давно стала основной проблемой Москвы.

Точно такая же ситуация прямо сейчас разворачивается в парке «Березовая роща» на Дыбенко, где тоже хотят строить жилые дома. Забастовки там уже начались. Кто-то из жителей случайно обнаружил, что эта территория теперь стоит на кадастровом учете под другим номером и другим видом разрешенного использования земли. Хотя в Москве не допускается использование природных территорий для иных целей. В группах жителей района пишут во такие комментарии: «Мы хотим кормить белок и видеть из окна парк, а не офисные монстры. Я подписываюсь, мы здесь живем, мы боремся за нашу Берёзовую Рощу. Всегда подписываю петиции и за другие зеленые зоны в Москве, прошу всех поддержать уголок природы!».

То есть парковые территории, предназначенные для прогулок граждан, занятия спортом просто переписывают на бумаге и меняют их на готовые места для застройки. И если так пойдет дальше, то в Москве больше не останется свежего воздуха.

Сквер «Березовая роща». 2019 год.

Но есть и хорошие новости. Жителям дома на Большой Академической в Коптево удалось добиться того, чтобы их дом внесли список под реновацию. Изначально эта эстакада вопреки всем нормам и правилам была построена на уровне 5-7 этажей домов на очень близком расстоянии. На некоторых балконах этого дома даже до сих пор висят красные плакаты с просьбой о расселении.

На 9-этажку действительно тяжело смотреть. Кажется, что она цвет поменяла. Построить эстакаду на таком расстоянии — это преступление, так как от дороги исходит вибрации, которые будут медленно разрушать дом. Так что сбор петиций и забастовки в наше время еще можно назвать действующим средством.

Улица Большая Академическая, 83. Видно, насколько близко расположена к дому эстакада. 2020 г.

В заключении хочется напрямую обратиться к мэру нашего города: Сергей Семенович Собянин, в нашей стране к экологии относятся кощунственно. Норильск нам всем в пример. С каждым годом парковых зон в Москве становится все меньше. Неизвестные застройщики, как помещики, отбирают земли и строят на них то, что они хотят. Разве это правильно? Почему нельзя было поддержать Бунимовича с его прекрасным проектом? Теперь жители этих районов обречены. Обречены из-за бездействия и равнодушия властей.

Головинский и соседи  Социальное 

Владимир Верник

Владимир Верник

Меня зовут Владимир Верник, мне 18 лет, я учусь на 1 курсе факультета журналистики РГГУ. С детства у меня появилась мечта - писать. Писать обо всем. Вот что вижу, о том и писать. Так я загорелся идеей стать журналистом.

Все новости автора

0 Александр Новиков 23.01.2021 21:34

А Собянин со своей камарильей положили на жителей и на Бунимовича большой болт с крупной резьбой. Так что дулю нам , а не Ховринку.

1131
^ Наверх