Опубликовано 23.08.2019 23:24
 76

Наше путешествие по части Головинского района я начну с рассказа о том, что в ХVI Веке земли имели конкретных хозяев из числа монастырей и социальной группы именуемой сегодня коротким словом элита.

        Так Лихоборы расположенные на бойком торговом пути с ближайшими пустошами после отмены патриаршества Петром Великим вместе с крестьянами, принадлежащими  патриарху, были переданы в Монастырский приказ, а с 1721 года – в Синодальное ведомство.

         Теперь от этих вотчин остались только названия платформ Московского Центрального Кольца (МЦК): Вдадыкино, Лихоборы и Михалково.

          Владыкино естественно от священного обращения Владыко, Деревня Топорково  с начала ХVIII века сменила свой имидж стала именоваться Лихоборы. Топор главное орудие крестьян носился за поясом, а иной раз служил не только для рубки лесов, но как орудие разбойников.

           В честь какого Михалки получила название пустошь Михалково. Над этим размышляют ученые до сих пор.

           Мы знаем только одно, что Михалково разрезалось Лихачёвским шоссе, которое сменило название на Онежскую улицу.

Отсюда и Лихачёвские переулки.

           Во времена русских бунтов поместья от одного хозяина переходили к другому.

           С середины ХVII До середины ХVIII веков Михалково являлось родовой вотчиной князей Дашковых. Иван Иванович Дашков, царский стольник, бывший некоторое время начальником Разбойного приказа и много сделавший по зачистке разных местностей от разбойников оставляет эти земли своему сыну, внуку и правнуку.

      Семейство Дашковых насадила плодовые деревья на месте сегодняшнего парка и выкопала небольшие пруды для орошения.

Правнук родоначальника Дашковых Михаил Иванович в исторических источниках упоминается как муж президента Российской академии – Екатерины Романовны Дашковой.

       В заграничных поездках Екатерина Романовна объявляла себя под псевдонимом Михалкова и в своих «Записках» разъясняла, что выбрала такую фамилию «по имени одного имения под Москвой».

        О, женщины! Муж Михаил имение Михалково. Так что послужило взять фамилию – псевдоним?

         Из истории Российской империи мы знаем, что Екатерина Романовна Дашкова (Михалкова) была подругой Екатерины Великой и возвела её на престол не без участия в дворцовом перевороте.

         Овдовев Екатерина Романовна из-за больших долгов продаёт Михалково графу Никите Ивановичу Панину, опекуну её детей после смерти мужа.

         Будучи канцлером Российской Империи Никита Иванович находился по долгу службы в Санкт – Петербурге и в Михалково не жил.

         Сельцо Михалково было переуступлено им своему брату Петру Ивановичу Панину. Молодой граф Петр Иванович Панин в 15 лет записался рядовым и  дослужился до чина генерал-аншеф.

         Но не оправдал Петр Иванович надежд императрицы Екатерины П и попал в немилость.

          После последнего своего участия в поимке бунтаря – «Царя» Емельки Пугачева Петр Иванович Панин обустраивает свою подмосковную резиденцию Михалково как – бы под крепость Бендеры.

          Сам граф Петр Иванович Панин называет Михалково – «Наше Весёлое».

          После смерти граф его сын продаёт имение, а в 1803 году владельцем Михалково становится купец Дмитрий Ефимович Грачёв, а в Михалково в 1811 году уже работала «грачёвская» ситцевая фабрика.

          Потомки Грачёва продали фабрику и Михалково управляющему Василию Йокишу. Василий Йокиш активно восстанавливал усадьбу графа Петра Ивановича Панина.

Насколько исказился облик каменных строений неизвестно, также как неизвестно от чего пострадали каменные строения: толи от нашествия наполеоновских войск, толи от промышленных амбиций семейства Йокишей.     

Наша страна единственная во всём мире строящая новую экономическую формацию, именуемую социализмом, из заявлений западных лидеров знала, что войны не избежать. На окраине Москвы создаётся ряд предприятий или модернизируются старые те, которые производили продукцию по одному технологическому циклу.

ОАО «Фабрика им. П. Алексеева»

     Бывшее «Товарищество мануфактуры Йокиш» ткацкую фабрику, сменившей имя фабриканта на имя революционера. На тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева выпускалось шинельное сукно для простого солдатского и офицерского обмундирования.

     В 30-х годах ХХ века для рабочих и служащих фабрики был построен в стиле советского конструктивизма клуб.

     К 50-летию Победы на территории фабрики установлен памятный знак.

     Мало кто знает, что из на площадке усадьбы Михалково Герой Советского Союза капитан Иван Флёров получил пять реактивных установок БМ-13.

     Мы часто слышим о том, что первый залп был произведён под Оршей, а конкретнее из деревни Катюшки. Катюшки это множественное число, ав единственном числе Катюшка.

     Почётный житель Головинского района Павлов Сергей Александрович вспоминал о тех событиях осени 1941 года: « Мне было 22 года. Мы только что в составе батальона морских пехотинцев вышли из окружения. 18 октября 1941 года я и мои однополчане были зачислены в 4-ый гвардейский минометный дивизион БМ-13.  Мы были дважды счастливы: во-первых, что остались живы и во-вторых, что смогли воевать, не теряя ни дня. В усадьбе Михалково стояла для нас новая машина. Гражданские копали окопы и траншеи. 19 октября мы изучали новую технику, схожую с обычными артиллерийскими орудиями. В ночь на 20 октября 1941 года наш миномётный дивизион убыл в действующую армию. 21 октября наш дивизион «Катюш» произвёл свой первый залп по опорному пункту немецкой армии у села Троицкое. Было уничтожено большое количество техники и живой силы противника. На месте бывшего сосредоточения противника бушевало сплошное пламя.»

Задумавшись, Сергей Александрович, награждённый Орденом Александра Невского, Орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя Орденами Красной Звезды и медалью «За оборону Москвы», продолжил: «Закончил войну в Чехословакии. В стране, которой уже нет на карте. И не думал, что буду жить рядом с тем местом,  которое определило мою фронтовую судьбу».

Здесь же в 1942 году были сформированы 47-ой и 83-тий гвардейские миномётные полки. В 1943 году размещался 18 гвардейский миномётный полк. В память о тех событиях на здании размещены мемориальные доски.

ФГУП «НАМИ»

     16 октября 1918 года была создана Научная автомобильная лаборатория (НАЛ) при научно-техническом отделе ВСНХ, которая была преобразована 14 марта 1920 года в научный автомоторный институт.

К 1927 году был разработан самостоятельный автомобиль НАМИ-1 (первый легковой автомобиль в Российской Федерации).

     В 1930-ые институт взял на себя конструкторские разработки советских автомобилей. Ведущее подразделение автостроения разработало и запустило в производство первые отечественные троллейбусы, создало несколько моделей тракторов и грузовых автомобилей.

    Для нужд Рабоче-крестьянской Красной армии институтом активно разрабатывались полугусенечные модели и бронеавтомобили. С 1931 года по 1946 год название института состояло из  аббревиатуры «НАТИ».

В 1930-1932 годах на заводе «АМО» г. Москва (ОАО «АМО-ЗИЛ») был налажен выпуск грузовых автомобилей АМО-2 и АМО-3. Работы по совершенствованию последнего продолжались под руководством конструктора Е.И. Важинского в КБ завода и в «НАТИ». В 1933 году появилась новая модификация АМО-3 – АМО-5. В том же 1933 году завод приступил к выпуску нового автомобиля под названием ЗИС-5.

    На базе шасси ЗИС-5 строились штабные автобусы для РККА, которые входили в состав моторизированных бригад обеспечения танковых батальонов. Эти машины использовались для оперативных совещаний командного состава. Выпускаемые в 30-х годах на базе ЗИС-5 штабные автобусы использовались во время Великой Отечественной войны и состояли на службе в рядах Советской Армии вплоть до 50-х годов.

    Тем временем, параллельно с разработкой ЗИС-5, специалисты «НАТИ» разработали трехостную модификацию АМО-3 под названием АМО-3-НАТИ, впоследствии АМО-6. В конце 1933 года документация по АМО-6 была передана на завод, где в начале 1934 года начался серийный выпуск трехостного грузовика под названием ЗИС-6. Серийный выпуск автомобиля продолжался до 15 октября 1941 года. Всего было произведено 21239 ЗИС-6.

    Во второй половине 30-х – начале 40-х годов на шасси ЗИС-6 были созданы и серийно производились:

- тяжелый бронеавтомобиль БА-11 (опытная серия);

-боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16;

-боевые машины реактивной артиллерии БМ-8-36 и БМ-8-46;

-автомобильная электростанция АЭС-4;

-Прожекторная установка ПО-15-8;

-Звукоулавливатель ЗТ-5;

-бензозаправщик БЗ-35;

-Топливозаправщик БЗ-38;

-передвижные мастерские ПАРМ-1;

-автокран АК-3.

     ЗИС-6 – советский шестиколесный 4-х тонный грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-ой реконструкции ЗиСа в 1933 году пришлось создавать дополнительные производственные мощности. Как и в первой реконструкции во второй принял активное участие технический директор ЗиСа Голяев Дмитрий Васильевич. Орденоносец Голяев Д.В. приказом Серго Орджоникидзе по НКТМ был переведен главным инженером в КБ Ильюшина, а после войны профессор Голяев Д.В. заведовал кафедрой самолетостроения в МАИ г. Москва.

     В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ под руководством Гвая И.И. были проведены работы по созданию на базе ЗИС-6 установки для реактивных снарядов БМ-13 (Катюша). 21 июня 1941 года БМ-13 была принята на вооружение.

     С началом Великой Отечественной войны летом-осенью 1941 года на шасси ЗИС-6 было организовано серийное производство гвардейских миномётов (установка реактивного залпового огня). Под комплектацию гвардейских миномётов М-13 осенью 1941 года автомобили ЗИС-6 пришлось реквизировать (в том числе и с бортовыми платформами и прочими кузовами, которые затем демонтировались) из автопарков различных гражданских организаций и военных частей по специальному мобилизационному предписанию.

     С первых дней войны НАТИ принял суровый военный вид: потухшие огни в цехах в ночное время, территория с зашторенными окнами, камуфлированные здания, усиленная охрана жизненно важных объектов.

     Сотрудники института подавали заявления о зачислении их в народное ополчение.

      23 июня состоялся общеинститутский митинг. Затем была выработана программа перестройки работы института под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы».

     Программа предусматривала перевод автомобильного парка страны на твёрдое и газообразное топливо. Разработанные к тому времени специалистами института газогенераторные установки и аппаратура для первода транспорта на сжиженный и сжатый газ были приняты автомобильной и тракторной промышленностью к серийному производству. Эти мероприятия позволили высвободить для армии колоссальные ресурсы жидкого топлива, обеспечив тем самым работу автотранспорта в тылу и работу тракторов в сельском хозяйстве на местных топливах.

     Большая группа конструкторов была откомандирована на Московский и Горьковский автозаводы для налаживания выпуска разработанных институтом вездеходов. Коллектив тракторного отдела приступил к созданию новой конструкции бронированного трактора-тягача СХТЗ-НАТИ.

     Завод опытных конструкций почти полностью перешёл на выпуск военной продукции. И уже 1 июля начал осваивать очень важный элемент реактивного оружия – среднюю часть снаряда для знаменитой «Катюши», наводившей панику на врага. А литейный цех начал отливать корпуса ручных гранат Ф-1.

     Группа инженеров была направлена на один из московских заводов, где занялась монтажом пусковых установок «Катюша» на автомобили и тракторы.

     Работниками НАТИ за короткий срок была сооружена первая очередь оборонительного рубежа протяжённостью около пяти километров. Она начиналась у одной из станций Октябрьской железной дороги и достигала Ленинградского шоссе. На этом участке было вырыто около тысячи метров противотанковых рвов, установлено около 2500 м надолб и «ежей», сооружены завалы и свыше пяти тысяч метров проволочных заграждений. Сооружено более двадцати укрепленных пулеметных  и 7 орудийных точек, одна из которых находилась прямо на территории института.

     После эвакуации завода ЗиС в октябре 1941 года на восток страны производство шасси ЗИС-6 было свёрнуто.

     Сам институт в связи с тяжелым положением на фронте был перебазирован в город Мелекесс.

     Там на новых площадях уже в мае 1942 года было налажено изготовление корпусов 76 мм снарядов.

     В дальнейшем гвардейские реактивные миномёты «катюша» устанавливали на бронепоезда, гусеничный трактор СТЗ-5-НАТИ и лёгкий танк Т-60.

     В Москве на территории института была создана комплексная группа. В её задачу входила связь с заводами и участие в их работе по восстановлению трофейных машин. Кроме того велись, велись работы по созданию двухмоторного артиллерийского гусеничного тягача, Я-11, поставленного на производство на ярославском автозаводе.

     В начале 1946 года «НАТИ» был разделён на два института: автомобильная часть преобразована в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Тракторная часть, переданная Минсельхозмашу, преобразована союзный Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ).

     На территории «НАМИ» стоит памятник о тех работникам института, которые не вернулись из боя.

     «НАМИ» награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

ОАО «НИМИ»

В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века страна нуждалась в новых отечественных технологиях боеприпасов. Для достижения общемирового уровня артиллерийских снарядов в 1930 году было создано учреждение по проектированию технологических процессов и производства снарядов, преобразованное в Завод № 75.

     В ноябре 1932 года на базе завода был создан Научно-исследовательский снарядный институт – НИСИ.

     С этого времени и ведёт свою летопись первый в нашей стране институту артиллерийских снарядов в последующем – НИИ-24, а затем  - НИМИ.

Инженерно-технические работники института отдавали все свои силы, знания и умения  боеприпасному делу во имя Великой Победы .

     В феврале 1944 года коллектив НИИ-24 был отмечен правительственной наградой Орденом «Трудового Красного Знамени» «За разработку новых конструкций боеприпасов, повышающих боевую мощь Красной Армии».

333 миллиона снарядов, произведённых промышленностью в годы второй мировой войны, были изготовлены по чертежам и с участием специалистов института. Конструкторы института внедрили 286 предложений, а технологи института разработали 207 процессов.

     На завершающем этапе войны коллектив внедрил в производство свыше 50 образцов снарядов различных калибров.

     81 работник института остался на полях сражений навсегда.

     Память о них увековечена  монументом, установленным перед главным корпусом института.

     В сентябре 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР НИМИ «За большие заслуги в создании и освоении производства специальной техники» награждён орденом Октябрьской Революции.

     Свыше 700 работников института награждены орденами и медалями СССР и Российской Федерации.

 ФГПУП «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНР им. М.В. КЕЛДЫША»

Назначенный 11 июня 1931 года заместителем Народного комиссара по военным и морским делам и одновременно начальником вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии Михаил Николаевич Тухачевский как приверженец нового принял активное участие в создании авиационного, артиллерийского, стрелкового, реактивного, радиоуправляемого и других видов вооружения.

     25 февраля 1933 года Тухачевским М.Н. была сформирована группа из начальника ГДЛ инженера Клейменова И.Т., начальника ГИРДа инженера Королева С.П. и заместителя начальника управления военных обозрений РККА Терентьева Я.М., которой поручалось подготовить проект положения первого в мире Реактивного института РККА (РНИИ).

     Весной 1933 года РНИИ были представлены помещения Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ) в Лихоборах, на Лихачевском шоссе (в настоящее время Онежская улица).

     Помещения были изъяты Тухачевским М.Н. у ВИСХОМА и преданы во вновь образованный РНИИ в системе РККА. Приказом от 21 сентября 1933 года подписанным  Тухачевским М.Н. предписывалось завершить формирование Реактивного НИИ на базе ГИРД И ГДЛ к 1 ноября 1933 года.

     31 октября 1933 года Постановлением Совета Труда и Обороны РНИИ был передан в Народный комиссариат тяжелой промышленности

Сергей Павлович Королев был назначен исполняющим обязанности заместителем начальника института по научной части. Исполняющим обязанности начальника РНИИ был назначен Клейменов И.Т.

     Институту поручалось выполнить работы «по теоритической и практической разработке вопросов реактивного движения с целью использования ракет в различных областях военной техники и народного хозяйства»:

А) по ракетам на твёрдом топливе;

Б) по ракетам на жидком топливе;

В) авиационное реактивное вооружение и приспособления;

Г) химические и механические испытания.  

     РНИИ осуществлял разработку и испытания реактивных двигателей, опытных образцов артиллерийских и ракетных реактивных систем для наземной артиллерии и для вооружения авиации.

     «К концу 1933 года ГДЛ пришла с крупными достижениями в разработке ракет на бездымном порохе. Ракетные снаряды девяти типов различных калибров и различного назначения успешно прошли в этом году официальные стрельбы с земли, морских судов и самолетов». - пишет в своих воспоминаниях академик Академии наук СССР В.П. Глушко.

     4 апреля 1934 года Клейменов И.Т. был утверждён директором института, а вместо переведённого на должность старшего инженера Королёва С.П. заместителем директора – главным инженером РНИИ был утверждён Лангемак Г.Э. Термин «космонавтика» принадлежал Лангемаку. Почётным членом технического совета института был избран Циалковский К.Э.

     В январе 1937 года, в числе других предприятий и организаций, РНИИ был передан из Наркомата тяжелой промышленности в Наркомат оборонной промышленности и переименован в НИИ-3.

     К концу 1937 года под руководством Лангемака Г.Э. и Клейменова И.Т. снаряды РС-82 и РС-132 были настолько отработаны в РНИИ, что в последующие годы они совершенствовались.

     В декабре 1937 года первое изделие РНИИ – авиационный реактивный снаряд РС-82 – поступило на вооружение РККА. Снаряды РС-82 оправлялись в войска под индексом РБС-82 и оснащались осколочной боевой частью. Истребители И-153, И-16 имели под крылом 6 направляющих, штурмовик Ил-2 – 8 направляющих типа «флейта».

     В 1939 году руководимое В.П. Глушко подразделение по разработке РЖД выделилось из РНИИ в самостоятельную группу при московском авиамоторном заводе.

     В 1939-1941 годы на базе реактивных снарядов, разработанных в ГДЛ, в РНИИ создано вооружение самолетов и многозарядные мобильные установки БМ-13 и другие, широко и весьма эффективно использовавшиеся в боевых действияхна самолетах и наземных установках.

     В своей книге «Неизвестный Лангемак» (М.: Яуза : Эксмо, 2012) сын академика Глушко Александр Глушко даёт второе название своему произведению «Конструктор «катюш». Георгий Эрихович Лангемак погиб в то лихое время, когда люди были винтиками большой государственной машины. Но его разработки пригодились в годы Великой Отечественной войны. Реактивные снаряды РС-82 устанавливались на самолеты конструкторов Артема Микояна и Михаила Гуревича «МиГ-3».

     Реактивные установки со снарядами РНИИ с весны 1942 года устанавливали на автомашинах «Studebaker US6», получаемых по Ленд-лизу, на тракторах, на железнодорожных платформах и танках.

     В октябре 1941 года НИИ - 3 был распущен в связи с эвакуацией оборудования и сотрудников на восток.

     На карте оборотной стороны Луны можно найти имя Лангемака. Посмертно ЛАНГЕМАКУ Георгию Эриховичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.

     Тем же Указом Президента Союза Советских Социалистических Республик  М. Горбачева от 21 июня 1991 года № УП-2120 были присвоены звания Героя Социалистического Труда (посмертно) следующим сотрудникам НИИ-3:

КЛЕЙМЕНОВУ Ивану Терентьевичу

ЛУЖИНУ Василию Николаевич

ПЕТРОПАВЛОВСКОМУ Борису Сергеевичу

СЛОНИМИРУ Борису Михайловичу

ТИХОМИРОВУ Николаю Ивановичу

     Первым кому было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда в Великой Отечественной войне  -  КОСТИКОВ Андрей Григорьевич. Награждён был Костиков А.Г. по личному указанию И.В. Сталина 28 июля 1941 года с вручением медали за № 13.

      «Сообщение об ошеломляющем эффекте боевых стрельб батареи капитана Флёрова под Оршей дошли до Сталина. Он спросил:

      - А кто конструктор этой машины?

Ему ответили:

      - Товарищ Костиков».

     Об этом  пишет в своей книге «Родилась в Москве «Катюша» Михаил Первов (М. ; ИД Столичная энциклопедия; 2010).

         Сейчас в павильоне «Космос» при станции «ВДНХ» экспонируется донос А.Г. Костикова  на Сергея Павловича Королёва по которому будущий Главный Конструктор получил десять лет концлагерей. Прах генерала Костикова А.Г. покоится на кладбище, а имя Главного останется в сердцах жителей планеты навсегда.

         «Катюша» состояла из автомобиля ЗИС-НАТИ, на котором были  установлены залповый агрегат с реактивными снарядами. «Катюша», можно сказать, родилась в нашем Головинском районе.

           Сегодня это ведущая организация в области ракетного двигателестроения и космической энергетики.

«КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ»

Совет Народных Комиссаров СССР 25 октября 1932 года принял специальное Постановление «Об объектах строительства, выполняемых силами ОГПУ» № 1639/333сс.

      В список первоочередных строек  попал канал Москва-Волга.

      Для строительства канала месяцем раньше был создан  Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитлаг). Лагеря для строителей, как свидетельствуют старожилы, были устроены на левом берегу канала. Один из них находился на территории современного микрорайона Левобережный г.о. Химки Строительство канала продолжалось 4 года и 8 месяцев. 15 июля 1937 года канал Москва-Волга был открыт для судоходства.

      Организованный 29 июня 1939 года Химкинский ИТЛ ГУЛага (Химлаг) был дислоцирован в городе Москве: на Ленинградском шоссе и в селе Никольское (район станции метро «Водный стадион), Московской области под грифом п/я (почтовый/ящик) 3402.

      «Каналоармейцы», так именовались заключённые, строили Лихоборский обводнительный канал. Часть канала выходит из Большого Головинского пруда.  Прорываясь через два водопада,  под мостом на Онежской улице вода уходит на соединение с рекой Лихоборкой.

      Сооружения канала имени Москвы были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941-1942 годов.

      По плану Вермахта планировалось окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»).

      Во избежание этого была спущена вода из канала и водохранилищ на пути наступающих с севера немецких войск, что остановило их продвижение на этом направлении.

      На всём протяжении Лихоборского обводнительного канала ставшего осенью 1941 года противотанковым рвом устраивались заградительные сооружения и долговременные огневые точки.

ОАО «МОССЕЛЬМАШ»

 2 июня 1940 года решением Народного Комиссариата Внутренних Дел был создан завод «Стройдеталь» № 2 для обслуживания потребностей ХОЗУ НКВД.

     В годы Великой Отечественной войны освоил и выпускал мины и различные виды вооружения, так как введённый в действие мобилизационный план по боеприпасам с самого начала войны уже не мог выполняться в полном объеме. С июля 1941 года начался перевод на выпуск мин и гранат теми предприятиями, которые располагали металлообрабатывающим оборудованием. Предприятиями НКВД выпускались Мины для ротных минометов 50-мм калибра и РГД-33. 

     Найденный во время реконструкции при земляных раскопках после войны корпус минометной мины с датой « 12 декабря 1941 года» был передан в Музей Обороны Москвы.

     В 1942 году завод «Стройдеталь № 2» был преобразован в «Завод № 2 ХОЗУ НКВД».

     Завод специализировался на производстве скобяных изделий, механизмов и литье для строившихся зданий, грузовых и пассажирских лифтов, металлических кроватей, производил ремонт грузовых и легковых автомобилей всех марок.

      В 1952-1953 годах завод изготавливал автомобили специального назначения, бензозаправщики, топливозаправщики и пожарные машины.

20 ноября 1953 года Распоряжением Совета Министров СССР «Завод № 2 ХОЗУ НКВД» был переименован в Новоховринский машиностроительный завод ММ СССР».

      С 1953 года завод перешёл на выпуск сельскохозяйственной техники – картофелеуборочных машин, зерносушильных установок, разбрасывателей органических удобрений и ряд других.

      10 сентября 1954 года Распоряжением Совета Министров № 9957-Р передан Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и стал именоваться завод «Моссельмаш».

      В цехах после реконструкции было установлено новое оборудование. В сборочном цехе установлен подвесной конвейер. Сельхозмашины выпускались крупными сериями.

     В 1968 году завод решением Министерства перепрофилирован на выпуск редукторов для сельскохозяйственной техники, став головным предприятием отрасли, нарастив мощности до 560000 штук в год и обеспечивая ими все предприятия Советского Союза.

 ОАО  «ТЕХНОЛОГ»

       В связи с решением Московского совета депутатов трудящихся о выводе из центра города вредных промышленных предприятий, Министерству Здравоохранения СССР распоряжением Исполкома Моссовета от 17 января 1963 года был отведён земельный участок по Лихачевскому шоссе (в настоящее время Онежская улица) под строительство завода «Технолог» в целях перевода производства  из Гороховского переулка, 21.

     В доме № 21 по Гороховскому переулку в 1875 году потомственный Почётный Гражданин Виллер Эрих Эдуардович основал своё дело по собственноручному изготовлению металлических хозяйственных принадлежностей.

      В 1900 году приписанный к купеческому сословию Эрих Эдуардович превратил мастерскую в завод художественных и металлических изделий.

В 1925 году на территории национализированного завода был организован завод коллектив № 7 медно-литейного и механического завода «Технолог».

      В 1929 году завод «Технолог» Народного Комиссариата Сельского Хозяйства впервые в Советском Союзе изготовил отечественный комбайн конструкции Бородина.

      В период коллективизации рабочие и инженерно-технические работники внесли существенный вклад в механизацию сельского хозяйства.

     С помощью «Технолога» было организовано производство тракторов на Сталинградском тракторном заводе. Коллектив завода разработал и изготовил большое количество штампов и другой технологической оснастки.

     С первых дней Великой Отечественной Войны на заводе было организовано изготовление деталей для мин, ракет «Катюша» и Пистолетов-Пулеметов Шпагина – знаменитых «ППШ». Завод «Технолог» полностью перешел на выпуск оборонной промышленности.

     В 1944 году все работники завода, работавшие на выполнении этих заказов, были награждены  медалью «За оборону Москвы», а по окончании войны, наиболее отличившиеся кадры – орденами СССР.

     С 1946 года завод технолог становится экспериментальной базой Главного управления медицинской техники Минздрава СССР.

В 1992 году  Московский экспериментальный завод «Технолог» приватизирован в Акционерное общество открытого типа, а в 1997 году переименован ОАО «Технолог».

      Приказом Министерства от 26 декабря 1989 года № 805 завод получил название «Опытный Экспериментальный Завод «Моссельмаш».

     С 1991 года ОЭЗ «Моссельмаш» переименован в Государственное предприятие «Моссельмаш», а в 1993 года в результате приватизации, ГП «Моссельмаш» преобразовано в акционерное общество – ОАО «Моссельмаш».

     Многие сотрудники завода были награждены орденами, медалями и почётными грамотами. Руководство  завода было отмечено Почётным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.»,      

     Почётными грамотами Правительства Москвы и Министерства Российской Федерации.

     Ветераны завода считают, что Александр Исаевич Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» упоминает о заводе, на котором работали как вольнонаемные, так и заключённые фразой: «Лебедев из Ховринского лагеря, радист. Теперь, когда пришел ему ответ-отказ, скрывать больше нечего, и он признается мне, что обнаружил эффект отклонения стрелки компаса под влиянием запаха чеснока».

     Довоенных построек на территории ОАО «Моссельмаш» не осталось.    

Памятников или каких–либо знаков о том, что рабочие и сослуживцы принимали участие в обороне Москвы, нет.

ОАО «АУРАТ»

Бывший химический завод братьев Лепешкиных в Дегунино выпускавший до Великой Октябрьской революции красители для ткацких фабрик при советской власти стал именоваться Химическим заводом имени Петра Лазаревича Войкова. Улица рядом с заводом именуется в нашем Головинском районе именем Петра Войкова.

В годы Великой Отечественной войны на заводе работали мальчишки и девчонки, вместо своих родителей, ушедших на фронт.

Рядом с бюстом П. Войкову стоит стела с именами, не пришедших с войны.

Сам государственный завод был приватизирован 1990 г.г. и получил юридический статус акционерного общества.

Хочется заметить, что на всех предприятиях работники бережно относятся к памятникам посвящённым тем, кто воевал за нашу с вами свободу.

ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ О ЗАЩИТЕ МОСКВЫ В 1941 ГОДУ. ТРИ ПОЛОСЫ МОСКОВСКОЙ ОБОРОННОЙ ЗОНЫ

После Смоленского сражения в июле-августе 1941 года, когда были сорваны попытки противника с ходу прорваться к Москве, немецкое командование начало планомерную подготовку к наступлению на нашу столицу. Когда наши войска оставили Смоленск, стал ясна необходимость принять срочные меры для защиты Москвы в случае прорыва к ней немецко-фашистских войск.

Государственный Комитет Обороны  принимает решение о строительстве оборонительного рубежа на дальних подступах к Москве.

12 октября 1941 года ГКО принял решение о создании системы рубежей вокруг Москвы, получившей наименование Московской оборонной зоны. Вокруг Москвы построили пояс обороны, состоящий из полосы обеспечения и двух оборонительных рубежей – главного и городского.

Городской оборонительный рубеж состоял из трёх полос: по Окружной железной дороге, Садовому кольцу, Бульварному кольцу и Москве-реке с юга.

Приказом командующего войсками Военного округа определялась линия оборонительного рубежа вокруг столицы. Она проходила через Ростокино, Лихоборы, Коптево, Химки, Иваньково, Щукино, Кунцево, Матвеевское, Никольское, Зюзино, Волхонка, Батраково.

На строительство линии укреплений под  Москвой привлекалось население города в возрасте: мужчины – до 45 лет, женщины до 40-лет. Райсоветы обязывались дополнительно послать сроком на семь дней трудоспособное население. Каждому городскому району выделялся конкретный участок. В Лихоборах укрепления строили жители Октябрьского района столицы.

Горяева Прасковья Дмитриевна, не покидала Москвы всю войну, а проживала с сыном в новом Коптево. Она рассказывала, как выходила на сооружение Московских оборонительных рубежей. От Коптево до Лихобор было рукой подать.

Все бетонные заводы и часть металлообрабатывающих были переключены на производство железобетонных конструкций для дотов и пулеметных колпаков, противотанковых надолбов и «ежей».

Общее количество работающих доходило до  600 тысяч человек. Под  дождём и снегом, под бомбежками  москвичи и жители Подмосковья за полтора месяца построители на подступах к столице неприступные полосы укреплений. Проявляя высокое сознание долга перед Родиной, стремление во, чтобы то ни стало защитить родной город.

 В официальных сводках говорилось о сооружении свыше 27 тысяч огневых точек. Строительство укреплений в городе сводилось к тому, чтобы перекрыть все въезды в Москву по полукольцу разнообразными сооружениями – дотами, дзотами, баррикадами, надолбами, «ежами», проволочными заграждениями и др.

Кроме основных линий строились баррикады с надолбами, проволочными заграждениями и огневыми точками и в других местах. Когда смотришь на карту Московского укрепленного района 1942 года, то обнаруживаешь, что Головинский район нашпигован различными видами заграждений. К центру Москвы удар должны были принять воинские части, расположенные в районе завода им Войкова – Коптево. Московские стрелковые дивизии занимали участки московской зоны обороны. В северо - западном  участке расположилась – 3-я Коммунистическая, которой были определены участки: Лихоборы, Лианозово, Хлебниково, Нахабино, Химки. Оборонительные рубежи, созданные руками населения, оборудованные траншеями, дотами, дзотами и другими укреплениями, значительно усилили оборону столицы, способствовали превращению её в непреступную крепость.    

Боевые действия войск Московской зоны обороны не получили широкого развития, так как противник был остановлен на ближних подступах к Москве.

В работе Совета ветеранов нашего района участвуют  не только участники и ветераны войны, но и дети тех, кто строил линию обороны Москвы в 1941 года. Во время и после окончания войны они играли  в войну и использовали в качестве игровых объектов настоящие ДОТы.

При частых беседах они вспоминали где находились их боевые посты. Один из таких объектов, смотревший на гладь Большого Головинского пруда, под собственной тяжестью практически ушёл под землю.

Но ветераны войны и труда считали своим долгом напомнить следующим поколениям  о своем вкладе, вкладе их жён и детей о том, что Москва не собиралась сдаваться.

 По просьбе и поручению ветеранов было написано обращение к Мэру Москвы Собянину С.С. с просьбой о помощи в восстановлении Долговременной ОгневойТочкй (ДОТа)  в усадьбе генерала русско-турецких войн графа Панина («Михалково»). Мы обратились в Мэрию, потому что усадьба является памятником культурного наследия и производить какие-либо работы не возможно без московских властей.

Министерство культуры России в лице эксперта по культурным ценностям Росахранкультуры главного хранителя Центрального Музея Великой отечественной войны 1941-1945 Монетчикова Сергея Борисовича дало заключение: « Два железобетонных колпака пулеметных огневых точек, расположенные на берегу Большого Головинского пруда представляют несомненную культурную и историческую ценность, имеют музейное значение и могут быть рекомендованы  к включению в государственную часть Музейного Фонда Российской Федерации».  Школьники шестого класса Горяев Никита и пятого класса Вася Стушкин помогали главному хранителю музея Монетчикову С.Б. в атрибуции бетонных колпаков ДОТов.

Глава Управы Головинского района  Игорь Викторович Драгин принял активное участие и заинтересованность в раскрытии тайн 1941 года, лично принимал участие  в проведении исторической атрибуции ДОТа.

К 9 мая 2011 ДОТ показал свое лицо, которое должны были увидеть гитлеровцы в последний миг своей жизни. 9 мая 2011 в День Победы, ветераны и дети старшей группы сада № 2083 отправились на линию обороны в парк и возложили цветы к железобетонному колпаку ДОТа.

4 сентября 2011 года во время празднования Дня города в парке-усадьбе «Михалково» жители района встретились с историей, увидев установленный железобетонный колпак ДОТа – грозного объекта защиты столицы, сохранивший жизнь будущим поколениям. Префект САО В.Н. Силкин, руководитель управы  И.В. Драгин, руководитель ВМО «Головинское» Захаров В.П. возложили цветы на колпак ДОТа на территории усадьбы «Михалково».

Лихой бронепоезд летит на войну

В 1860-х- 1870-х годах Станция «Лихоборы»  проектировалась как центральная на Московской Окружной железной дороге. При локомотивном депо "Лихоборы"       находится музей Окружной дороги, в основном освещающий советский период ее истории.

Окружная железная дорога служит разделительной полосой Головинского района и Коптева. Станция «Лихоборы»  расположена  между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе Над северной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы. 

Депо веерного типа с поворотным кругом. Прежнее обозначение ТЧ-15. В настоящее время производит все виды ремонта тепловозам ЧМЭ3, М62 в/и.           К сожалению,  в 2009 году в одном из корпусов локомотивного депо произошел  пожар.

Окружная дорога, уникальная транспортная развязка, не имеющая аналогов в мировой практике, была построена в 1902-1907 гг. Кольцо опоясывало город, шло лесами, болотами, проходило по районам фабрик и заводов, по дачной местности, а также вблизи исторических районов Москвы.

 

Малое кольцо Московской железной дороги предназначено для осуществления грузовых транзитных перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями столицы. Протяжённость кольца – 54 км, с учётом примыкающих веток и подъездных путей – 145 км.

 

 

 

Под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова были построены 17 вокзалов в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой,  а также дома для персонала станций, столовые, казармы, кузницы, мастерские. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено электричество. В 1900 годах здесь в Лихоборах построен большой комплекс сооружений – пассажирский павильон, мастерские для ремонта паровозов и вагонов, нефтекачка, дома управляющего дорогой и машинистов и др. На искусственном холме была возведена водонапорная башня.

Первый паровоз серии «Ов», который назывался в  народе "овечка", в 1908 году имел мощность 500 лошадиных сил. Затем стали мощности паровозов возрастать. На смену "овечке" в поездной работе пришел паровоз серии "Щ", его звали "щукой".

Как свидетельствуют историки, большинство бронепоездов, участвовавших в Великой Отечественной войне, так или иначе связаны с нашим городом. В Москве бронепоезда строились, вооружались, формировались, ремонтировались,  а экипажи проходили подготовку, проверяли оружие.

  В конце октября 1941 года изготовление бронепоездов для Красной Армии приобрело невиданный доселе размах. 29 октября 1941 года нарком обороны СССР подписал директиву № 22сс. Строительство бронепоездов по директиве наркома развернулось почти одновременно более чем в 50 депо и заводах Народного Комиссариата Путей Сообщения.

Обстановка на фронтах в октябре-декабре 1941 года требовала исключительно сжатых сроков изготовления бронеединиц. Иногда окончание монтажа вооружения и внутреннего оборудования велось в пути следования бронепоезда.

 К 28 ноября было сооружено 7 бронепоездов. Все бронепоезда были оборудованы телефонной и рупорной связью, паровым отоплением от котла паровоза  и электрическим освещением от турбогенератора. При изготовлении нескольких бронепоездов использовались танковые корпуса с башнями.

 Аналогичные по конструкции бронеплощадки с 45-мм пушками в танковых башнях строились в декабре 1941 года в депо Москва-Пассажирская Ленинской железной дороги и депо Лихоборы. Бронепоезда с этими площадками вошли в состав 23-го дивизиона бронепоездов.

 Один из них - № 1 – состоял из бронепаровоза и двух двухосных бронеплощадок, на каждой из которых стояли две танковые башни с 45-мм пушками. Пулеметное вооружение включало 4ДТ – два бортовых и два спаренных с орудиями в башнях, толщина брони – 27 мм на паровозе и 27 и 18 мм на площадках.

 5 декабря в день «Сталинской Конституции» в депо Лихоборы состоялся митинг по случаю завершения строительства бронепоезда № 1 «Смерть немецким оккупантам». При его изготовлении использовались корпуса с башнями танков Т-34, не подлежащих восстановлению. Корпуса устанавливались на платформах, борта, крыша и нижняя часть которых закрывалась 20-мм броней. После митинга бронепоезд  №1 отправился на Волховский фронт.

 Бронепоезд № 2 , построенный в депо Лихоборы, имел 4 бронеплощадки, на каждой из которых имелась одна танковая башня с 45-мм орудием и 5-6 ДТ (4 бортовых и 1-2 башенных). Состав был забронирован плитами толщиной 20-30 мм (паровоз) и 36 мм (площадки) из стали   марки Ст5 – обычной конструкционной стали.

 В музее истории войны хранится письмо фронтовиков, в котором говорится: « Товарищи железнодорожники депо и станции Лихоборы! Шлём вам пламенный фронтовой привет и сообщаем, что труд, вложенный вами в постройку бронепоезда, не пропал даром. Бронепоезд находится в надёжных руках и своим мощным огнём беспощадно уничтожает технику и живую силу врага… Только в августе мы совершили 16 огневых налётов…».

Газеты того времени называли его «Комсомольским бронепоездом». Торжественная передача его в состав действующей армии состоялась 20 декабря 1941 года.

23-24 января 1942 года на станции Люблино генерал-лейтенант Я.Федоренко и нарком путей сообщения Л. Кагановичем принимали   23-ий дивизион, состоящий из бронепоездов сооруженных в депо Лихоборы.          28 февраля 1942 года дивизион со станции Подмосковная убыл в распоряжение войск Волховского фронта  и действовал в составе Волховского фронта  до лета 1943 года.

Зато следующий бронепоезд, изготовленный на станции Лихоборы, имел простое и лаконичной название  «Москва». Он был построен на собранные средства работников Окружного отделения  Московской железной дороги в июне 1943 года. Супруги Семён и Ульяна Лакеевы внесли в фонд строительства пять тысяч рублей, продав ценные вещи. Паровоз типа «Ов» и бронеплощадки одели в броню за 18 суток. Это был героический труд.

     Построенный для Советской армии бронепоезд «Москва» показан в музыкально – поэтическом кинофильме «В шесть часов вечера после войны».

    В литературе часто встречается информация, что бронепоезда строились то в депо Октябрьской железной дороги, то в депо Курской железной дороги с размещением одной и той же фотографии. Ошибок нет. Депо Лихоборы при постройке в 1910 году было приписано к Октябрьской (Николаевской) железной дороге, а в советское время перед войной было приписано к Курской железной дороге. 

     Начав этот рассказ об окружной железной дороге, заканчиваем  платформой Коптево МЦК вблизи бывшего депо Лихоборы.           

 

Виктор Горяев

Виктор Горяев

Старожил района… Почётный ветеран Москвы – ветеран труда, Почётный сертифицированный бухгалтер по версии Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Консультант по правовому обеспечению управленческой деятельностью.

Все новости автора

Другие новости по теме:

После сентябрьских выборов у будущих пенсионеров заберут по 6% от зарплат

07.05.2019

Никогда такого не было, и вот опять: российская экономика столкнулась с нехваткой инвестиций в экономику. Учитывая, что с начала года до настоящего момента, практически ...

Как коллекторы издеваются над должниками!

30.03.2019

Долг, взятый в микрофинансовой организации, за несколько месяцев может вырасти в десятки раз. Если заемщик не платит, в дело вступают коллекторские агентства. Угрозы, оскорбления и издевательства – зачастую коллекторы готовы пойти на все, чтобы выбить деньги из должника.

 

...

Сергей Лёвкин: «Зарядье» примет лучшие работы фотоконкурса «Планета Москва»

17.06.2019

До 21 июля у профессионалов и любителей остается возможность стать участником фотоконкурса «Планета Москва – 2019». Уже сегодня фотографы прислали более 825 работ, лучшие из них будут выставлены в ...
^ Наверх