Вот и отгремели торжества по случаю юбилейной, 100-й по счету, Музыкально-поэтической гостиной Павла Пикалова – певца, поэта, композитора, муниципального депутата Головинского района Москвы.
И эта творческая встреча в стенах Библиотеки № 44 им. В. Г. Короленко получилась по-особенному яркой, красочной и насыщенной. И не только потому, что отмечался юбилей самой гостиной, но и потому, что приурочена она была к Международному дню танго. Этот праздник отмечается ежегодно 11 декабря – в день рождения знаменитого аргентинского певца, композитора и танцора, настоящего «Короля» танго Карлоса Гаделя.
Карлос Гардель (11 декабря 1887 (или 1890 г.) – 24 июня 1935 г.) - аргентинский певец, композитор и актёр – одна из самых значимых фигур в истории танго.
Отметить эти две эффектные даты в Музыкально-поэтической гостиной решили не только творчеством музыкальным и поэтическим (что, собственно, заложено в самом названии гостиной), но и танцевальным: среди участников нынешней встречи был танго-дуэт, выступающий на театральных и концертных площадках Москвы, Александр Матюнин и Ирина Баловнева.
Они исполнили три танцевальные композиции в стиле танго. Первое - «Танго судьбы», которое представляло собой премьеру авторской песни Александра Луганского. Ее спел певец Павел Пикалов, за роялем был автор песни. Также Александр и Ирина станцевали танго «Так дымно...», музыку и слова которого написал Владимир Высоцкий, а после - танго «Il pleut sur la route» (Дождь идёт) на музыку немецкого композитора Генри Гиммеля (Henry Himmel) и слова Роберта Шамфлёри (Robert Сhamfleury).
Выступление танцевального дуэта очень понравилось и запомнилось зрителям. А мне, посмотрев, как танцуют Александр и Ирина, очень захотелось узнать историю возникновения этого эффектного, стильного и невероятно страстного танца. И вот, что мне удалось узнать….
Из истории танго
Существует несколько версий того, когда и как появился этот танец. Самая распространенная их них, что он родился в ночных клубах и других злачных заведениях портовых пригородов Буэнос-Айреса, где на стыке 19 и 20 веков переплелись танцевальные традиции разных стран мира — ритмы кубинской хабанеры, африканской кандомбы, аргентинской милонги, испанского фламенко и других европейских танцев, завезенных иностранными матросами.
Сначала его танцевали мужчины - поодиночке или друг с другом, убивая время в ожидании очереди к какой-нибудь красотке, потом к ним присоединялись и женщины. Исполняли его под звуки бедного оркестра, состоящего из бандонеона — разновидности аккордеона, разбитого пианино, скрипки и гитары. И как только раздавались первые звуки бандонеона, втравливающего, как наколку в душу, похоть и страсть одновременно, скромные танцоры сразу же превращаться в жрецов страсти....
Так было тогда, так есть и сейчас. Именно поэтому знаменитый аргентинский поэт и писатель Хорхе Луис Борхес назвал танго «вертикальным выражением горизонтального желания».
И хотя в Аргентине это был танец бедных кварталов, танец иммигрантов, очень скоро лиричное и страстное танго зазвучало не только по всей стране, но и почти по всему миру. Почти, - потому что в начале 20 века в некоторых странах этот вольный танец танцевать было нельзя.
Например, Папа римский Пий Х назвал его «бесстыжим танцем», в 1913 году немецкий кайзер Вильгельм Второй издал декрет, запрещающий солдатам танцевать постыдный и аморальный танец под названием «танго», а английская королева вовсе отказалась называть «это» танцем. В Российской империи в 1914 году был издан указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведениях само упоминание названия танго. В 1920-30 годы в СССР оно считалось упадочным и мещанским.
После 1930-го популярность танца во всем мире стала спадать. Так продолжалось до Второй мировой войны. Но после нее танго в Европе возродилось вновь: с обжигающей и страстной силой. И хотя к тому моменту танец потерял свою изначальную диковатую прелесть, зато приобрел некую сдержанность, строгость и изысканность, которых в нем не было раньше.
Самые известные танго
Среди множества музыкальных композиций, написанных в стиле танго, есть такие, которые снискали огромную популярность, и теперь их знают практически все. Например, танго «Эль Чокло» («El Choclo») (Початок) Анхеля Вильольдо.
Написанное в 1903 году, оно считается самым старым из всех популярных танго. Один из известнейших его песенных вариантов - «Kiss of Fire» в свое время исполнял Луи Армстронг. И да, всем нам знакомый эмигрантский вариант «На Дерибасовской открылася пивная, там собиралася компания блатная» - это тоже оно.
А еще - «Кумпарсита» Матоса Родригеса. Несмотря на то, что это танго не аргентинское, а уругвайское, оно является «основой основ» всех классических танго.
Написанная в 1916 году уругвайским студентом Матосом Родригесом, первоначально «Кумпарсита» была песней. Танго-хитом она стала позже, после того, как ее исполнил настоящая звезда аргентинского танго, легенда Аргентины - тот самый Карлос Гардель. С того момента об уругвайском происхождении этого произведения все забыли, - это танго везде фигурирует как аргентинское.
Именно «Кумпарситу» в 1968 году впервые станцевали советские фигуристы, шестикратные чемпионы мира и первые в истории танцев на льду олимпийские чемпионы Людмила Пахомова и Александр Горшков. Их шедевральное танго на льду навечно вписано в историю мирового спорта. И именно под «Кумпарситу» танцуют на катке Волк и Заяц в одной из серий знаменитого мультика «Ну, погоди!».
И, конечно же, танго «Por una cabeza» - автором которого является сам легендарный «Король» танго - Карлос Гардель. Иммигрант из Франции, привезенный в раннем детстве в Аргентину, - в подростковом возрасте так «заболел» этим танцем, что вскоре прославился на всю Аргентину. Переехав в Европу, он успешно представил танго Парижу, откуда этот красивейший танец и начал свое триумфальное шествие по миру.
С 1930 года Гардель стал сниматься в кино, сыграв примерно в 10 картинах. «Por una cabeza» («Потерявший голову») он написал в 1935 году в соавторстве с поэтом Альфредо Ле Пера специально для кинофильма «Танго Бар».
Впоследствии эта песня приобрела по истине мировую славу, но уже благодаря другому фильму - «Аромат женщины», где этот танец невероятно чувственно и изысканно исполняют Аль Пачино и Габриэль Анвар. Позже в фильме «Правдивая ложь» свою страсть посредством этого же танго попытались выразить Арнольд Шверценнегер и Джейми Ли Кёртис. Вообще же «Por una cabeza» звучит как минимум в 5-ти знаменитых кинофильмах – настолько оно полюбилось и обычной публике, и кинорежиссерам.
А жизнь самого Карлоса Гарделя трагически оборвалась в 1935-м году в авиакатастрофе. Но в памяти всех почитателей танго он навсегда останется бессменным «Королем» этого танца.
Начиная с середины 20 века в мире танго наступило время аргентинского композитора Астора Пьяццолы. Знаменитый реформатор музыки танго, он обогатил этот жанр элементами джаза и различными авангардными техниками, ввел бандонеон в симфонический оркестр, сделав его солирующим инструментом. До этого инструмент звучал только в небольших оркестрах, которые аккомпанировали танцорам. Благодаря Пьяццолле музыка аргентинского танго получила пронзительно-щемящее звучание и стала восприниматься как серьёзная музыка. Его произведения стали играть симфонические оркестры.
Самое известное сочинение Пьяццолы — «Либертанго» - композиция в стиле «новое» танго, записанная и изданная в 1974 году в Милане. Название дано от слияния слов «свобода» и «танго». Произведение символизирует переход Пьяццоллы от классического танго к танго «нуэво».
Философия танго
Что же касается самого танца, то в его центре находятся Мужчина и Женщина: их взаимоотношения, страсть, любовь, конфликты, примирения, ревность, ненависть — вся палитра чувств, которыми полна человеческая жизнь.
Но в этом танце не принято выражать свои чувства словами, не принято улыбаться, в нем даже не принято смотреть друг другу в глаза. Приглашение, высказанное вслух, может расцениваться как оскорбление. Допустимы лишь взгляд и легкое движение губ.
Самое главное в танго – это умение партнеров чувствовать друг друга, оно рождается на подсознательном уровне и создает ощущение иной реальности. А самым выразительным моментом в танце является пауза: звучит музыка, а двое замерли в объятиях друг друга, - будто ведя немой диалог на повышенных тонах. Это считается точкой высшего напряжения…
Сегодня танго - это не просто танец, аргентинское танго многолико. Это целое культурное явление, включающее в себя танец, музыку, поэзию, литературу, живопись. Это целая философия!
Подробнее узнать о том, как прошел юбилейный, 100-й по счету, творческий вечер в Музыкально-поэтической гостиной Павла Пикалова в Головинском районе Москвы, а также о том, как не нем отметили Международный день танго, можно здесь.