Опубликовано 09.03.2020 18:26
 73

На днях стало известно, что на конкурс «Евровидение» от РФ поедет группа Little Big «группа клоунов» (по мнению автора). Мне захотелось проанализировать, как наша поп музыка дожила «до жизни такой».

Не надо особо разбираться в политике и экономике, чтобы вывести такое наблюдение - основа для определенной модели экономики строится на определенном уровне образования и культуры народа.  В СССР немалую роль в развитии культуры сыграло превращение России из аграрной страны (до революции - основанной на экономической аграрной модели производства) в промышленную и переход от деревенской культурной модели на городскую, а так же бесплатное всеобщее среднее и высшее образование.

В позднем СССР, для поддержания определенного уровня культуры народа, на радио и телевидении транслировались концерты классической музыки, зачитывались и исполнялись классические произведения. Но в какой-то момент советские  идеологи поняли, что для молодежи западная музыка стала более интересной и популярной. В какой-то степени из-за ее примитивности и доходчивости, по сравнению с классикой, которая требует и образования и музыкального слуха. Да и доступностью - молодым людям достаточно было  выучить «три аккорда» и  самим исполнять и подражать западным образцам. И тогда, это мое личное мнение, была допущена “роковая” ошибка в молодежной политике - роковая и в том смысле, что упором в просвещении и объединении молодежи стал служить один стиль музыки, а именно - рок. Причем протестный рок в российском понимании этого музыкального течения. К сожалению, последний советский период характеризовался нежеланием на равных конкурировать с западом ни в экономическом, ни в культурном плане. Горкомами комсомола в крупных городах под наблюдением КГБ были организованы рок - клубы, в том числе и знаменитый Питерский рок - клуб. Было решено играть с западом на его  условиях в отношении поп - музыки.

Я полагаю, что, как и места для детей от родителей из номенклатурной чиновничьей среды, образовавшей систему династийности - то есть передачу своей профессии как бы по наследству, так и в музыкальной сфере, обучение и устройство по музыкальной профессии на хорошие места в последний советский период было превращено в подобную “традицию блата”. Но ведь и факт, что в советское время было создано множество музыкальных школ для широкого круга  детей, которые сейчас терпят колоссальную материальную нужду и где преподают сейчас в основном немолодые уже преподаватели. Но, во-первых, не во всех районах были музыкальные школы, а во-вторых, все же во многом желание родителей к первому классу музыкальной школы определяло будущее музыкальной карьеры детей, а не сами дети. Почему же далеко не для всех людей было предложено совершенствовать свою музыкальную культуру, а, следовательно, и культуру  вообще?

Школа, в которой я учился, была днем обычной, а вечером музыкальной. Из моего класса никому не было предложено обучаться музыкальной части программы этого учебного заведения. Кто там учился, именно как в музыкальной школе, до сих пор для меня загадка. Но зато к 8 классу все ребята в моей школе тяготели к западной (чаще в стиле рок) музыкальной культуре. К сожалению, пытались подражать западным певцам и музыкантам и в плохих привычках, но употребляли  гораздо более вредные алкогольные и другие наркотические средства, чем принятые на западе. Эти пагубные пристрастия выкосили половину моего бывшего класса – подорвали здоровье многих, 5 человек точно ушли из жизни по этой причине практически на моих глазах.

Ну, хорошо, – на уровне властей было решено - уж если не конкурировать именно своей музыкальной уникальностью с западом, то хотя бы возглавить музыкальный мейнстрим (англ.- основное течение) того времени у нас в стране. Да, власти понять можно, казалось полезно и даже необходимо иметь рок - клубы, под наблюдением властей. Там проводились даже просветительские лекции, которые, в частности, вел известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Но и, вместе с тем, он выступал продюсером многих музыкальных групп. В том числе группы «Звуки Му» - фриков того времени, о которой ничего хорошего не могу сказать. Это группа была примером неудачной имитации панковской культуры без первоначального смысла, который закладывали во многом панки из «пролетарской» среды запада. В своей культуре на западе панки выступали против буржуазной  бездуховности и потребительского отношения к жизни. А у нас это подражание превратилось в плевки в свой колодец, то есть критику советских порядков и очернительство разных типов советских людей и даже определенных групп людей,  например, простых рабочих и колхозников.

Хорошо, а была ли  создана база  развития и материальной поддержки для музыкантов? Для этих целей на западе служат многочисленные продюсерские агентства и лейблы, куда входят исполнительные, хозяйственные, генеральные  и т.д. продюсеры и эта продюсерская поддержка музыкантов существует на западе уже давным-давно. Раз уж решили подражать западу в этом деле, тогда почему не подражать ему в хороших примерах западной музыкальной культуры? Почему не создали тогда продюсерскую систему поддержки музыкантов как при любых мало-мальски известных западных лейблах - музыкальных выпускных редакций со своими студиями записи, выгодными контрактами для музыкантов, обучающим процессом от умения быть в мейнстриме (англ. - основное течение - то есть быть по последней моде) и до умения устраивать шоу из своих выступлений?

Я посмотрел относительно недавно, правдивый сериал (исходя из многих рецензий кинокритиков и западных и наших) - «Винил», в создании которого как продюсер и советник принимал участие Мик Джаггер  - знаменитый вокалист и гитарист из группы «Роллинг Стоунз». При показанной в данном фильме музыкальной компании «лейбле» были постоянное множество агентов, тусующихся в различных музыкальных средах и находящих таланты по всей Америке - в любом виде, при любых финансовых трудностях, физических недостатках и возрастах этих талантов. Как пример - всеми забытый, уже в солидном возрасте, больной и почти слепой негр - блюзмен, находящий площадку только в одном из малопрестижных баров, получает второй шанс рождения своей популярности - сыграть блюз в новом издании его старых и новых песен на виниле. А как бонус - помочь, естественно за плату, этой компании, молодой, только начинающей группе. Несмотря на то, что имена героев и названия музыкальной группы, которая была в центре сюжета, были изменены, но все равно нетрудно догадаться, что группа, которой предложили заняться этим безработным  негром, была начинающая тогда еще группа «Роллинг Стоунз».

Но и кроме этих агентов, помогающим не упасть на дно общества музыкантам, при этой музыкальной компании было несколько продюсеров, отвечающих за разные сферы шоу бизнеса. От профессионального музыканта - продюсера, дающего советы, как петь и играть, для того, чтобы начать нравиться публике и обучающего, как профессиональный музыкант, начинающих музыкантов и до обучения умению держаться на сцене продюсером, специализирующимся на устройстве шоу из любого выступления. Даже был продюсер, занимающийся продажей пластинок, распространением их по магазинам, утилизацией брака неудачных партий дисков «винила» и т.д. Все устроено было как конвейер по производству действительно музыкальных талантов в очень широком спектре музыкальных стилей.  Это вам не одиночные продюсеры, занимающиеся отдельными группами и артистами, исходя из собственных предпочтений, типа Артема Троицкого, Юрия Айзеншписа или Виктора Векштейна в 90-х годах. Да действительно, в Америке 70-х годов был налажен массовый выпуск талантов командами, наблюдающими и за  общественным мнением по запросу на того или иного исполнителя и находящего артиста под любой запрос публики. И, конечно, большую роль там играли продюсеры по разным сферам музыкального производства, составляющие одну команду в музыкальной компании. Все продюсеры этой компании - равные партнеры и держатели акций этой компании. Они делят и прибыль от успеха музыкантов и ответственность, если что пошло не так. Отвечают за все стадии подготовки музыкантов.

В позднее советское  время  продюсерами называли людей – энтузиастов  - одиночек и профессионалов, хотя бы в устройстве шоу, если уж не профессионалов  в музыкальной грамотности и других сферах музыкального производства. Сейчас понятие продюсерства у нас скомпрометировано вообще - либо поддержкой ими только своих родственников и «друзей», либо выпустивших только один - два музыкальных коллектива за всю свою “творческую жизнь”. И, главное, понятие о музыкальной культуре и ведение артиста по всем стадиям, как в той музыкальной компании из фильма «Винил», в нашем “музыкальном производстве” для поп - эстрады отсутствует полностью за исключением “избранных” - родственников наших “продюсеров” или, за большие взятки включенных в  «музыкальное производство», бесталанных и бледных «клонов», повторяющих приемы и ужимки друг друга.

Мне хочется привести в пример приобщения к музыке уже в зрелом возрасте моего друга еще со школы. Это пример того - кому очень повезло после школы попасть сначала в техникум, где были музыкальные кружки и где он, не посетив ни разу музыкальную школу с детства, научился, уже будучи взрослым,  ритму и стал барабанщиком. 

Я с моим другом - барабанщиком (слева).

Потом он окончил МИРА и стал инженером.  И так надо было сложиться удачно первоначальной его музыкальной карьере, что  в институте тоже были музыкальные кружки, один из которых вел знаменитый барабанщик того времени Леонид Николаевич Егорочкин.

Странно  сложилась судьба многих моих одноклассников - из тех, кто остался оканчивать десятый класс, и тех, кто не остался (а мой друг, так же как и я, ушел из школы после 8 класса). Кто просто подражал западным музыкантам только в «плохих привычках», а не занимался серьезно музыкальным самосовершенствованием - пришли к плачевным результатам своей жизни. Такие, как мой друг барабанщик, старались на деле играть так же, как западные музыканты, а то и лучше. А те, кто просто подражали образу жизни, в то время модных, западных артистов, угасли почти одинаково - пьянство, наркомания и хронические болезни почти повсеместно. Мой друг, несмотря на то, что извращенные модными, не очень музыкальными веяниями типа «Рэпа» и предпочтениями его молодые коллеги перестали приглашать его на концерты и репетиции, все равно очень здорово сохранился в свои 50 лет (к сожалению, не то, что я).

Как- то я брал интервью у административного директора «Ансамбля имени Локтева» Леонида Михайловича Фрадкина.

Хотя ему было за 60, он тоже был в отличной форме. И у этого явления «вечной молодости» вполне логичное и ясное объяснение – заинтересованность  в своем ансамбле и коллективе. Возможность быть полезным и нужным детям и обществу в целом. Организация выступлений по всей стране и продолжение традиций «Дворца пионеров» на Воробьевых горах - залог молодости у таких людей.

Дворец пионеров.

А у этого детского ансамбля песни и танцев история доблестная и заслужившая почет и уважение на протяжении всей истории нашей страны. Детей и подростков во время Великой Отечественной Войны набирали и привлекали в кружки по музыкальным интересам без лимита и ограничений при «Домах культуры». У многих родители были на фронте или круглосуточно работали на победу. А с детьми в это трудное время занимался Владимир Сергеевич Локтев - композитор и педагог, такими же методами, как и у знаменитого педагога 20-30 годов - А.С.Макаренко. Да и далеко не один В.С.Локтев участвовал в организованном государством того времени учебном воспитательном  процессе для широкого круга,  но и другие заслуженные деятели искусств СССР.

Дети своими песнями и танцами воодушевляли бойцов Красной Армии и помогали своим родителям пережить это тяжелое для всех военное время, а музыкальные педагоги помогали этим детям - не распускаться, не брать плохой пример с так называемых «приблатненных» и «трудных» подростков.  Быть гордостью своих родителей и расти настоящими сознательными патриотами и музыкантами своей страны. Противоположный пример - моя музыкальная рок - группа, где я играл  и с которой  расстался прошлым летом. Относительно молодые люди, тоже, кстати, все из рабочей среды, но без должной опеки или заинтересованного руководителя или продюсера, деградировали на глазах. А замечательный певец, красавец на сцене, идеолог и автор песен этой группы, вынужденный работать по ночам и сбившийся с «прямого» пути, погиб этим летом в пожаре. После чего существование группы, на мой взгляд, стало вообще бессмысленным.  

Чтобы плыть по течению музыкального творчества таким музыкантам как Виктор Цой, например, уже такие состоявшиеся музыканты в 90-х как Майкл Науменко и Борис Гребенщиков помогали и как продюсеры и как старшие наставники. К сожалению, ничего подобного не было ни у меня, ни у моей последней группы. Как-то я познакомился с музыкантом, который играл с Майклом Науменко в группе «Зоопарк». Его зовут Александр.

Обсуждаем с Александром творческие планы.

Ему, когда мы познакомились года три назад, было за 50 лет. Он очень много и долго пил со смерти Майкла Науменко с 90-х, но тот заряд «правильной» энергии и понимания игры, в каком-то смысле и понимания жизни как правильной игры, как это было воплощено в жизни Майкла -  позволило ему сохраниться живым и ярким артистом до сих пор.  И эту способность ему передал Майкл Науменко в свое время - примером своей жизни и творчества. Да и это, кстати, дает мне надежду, что мы с ним, возможно, скоро создадим новую группу.

 Все эти примеры знакомых мне музыкантов говорят о важной роли в нужное время попавших им на пути наставников, выступивших для них, в какой-то степени, в западном понимании, продюсерами и спонсорами, давшие им нужный пример и развившие их потенциальные возможности.  К большому  сожалению «русский рок» функционировал только как антипод и борец с советскими устоями жизни и советским режимом. После падения Советского Союза, да и, кстати, после гибели лидеров многих рок групп в те времена в 90-е годы, музыканты из этих групп, не нашедшие применения в современной реальности, спились не найдя площадок для своих выступлений. Такие музыканты, как и мой одноклассник - барабанщик, пример которого я привел выше, оказались за бортом современного “шоу бизнеса”. Да и получится ли организовать новый музыкальный проект мне с тем гитаристом из знаменитой группы «Зоопарк», после стольких лет его пьянства и отсутствия у него полноценных концертных площадок – большой вопрос.

Лет 5 назад, я, устав искать подходящий коллектив и решив поменять предыдущее место работы, ходил какое-то время на курсы звукорежиссуры. Это практически мне ничего не дало, кроме понимания, что эта профессия не осваивается курсом, а как минимум, для ее освоения нужно закончить какой-нибудь технический ВУЗ и обновить полностью и старый компьютер и программы на нем. В общем, надо положить на это полжизни и много денег, которых у меня не было и нет. Некоторые занятия проходили в студии звукозаписи при каком-то клубе. Потом я узнал, что этот клуб называется «Сигнон» и это не только клуб, но и коммерческая музыкальная школа при еврейском культурном центре. И до этого я сталкивался с подобными школами, но, как правило, там преподавали молодые, еще сами не добившиеся никаких высот учащиеся какого-нибудь института культуры. Здесь же преподавали бывшие «ассы» советской эстрады, то есть там был наполовину уже зрелый преподавательский состав. Позже, познакомившись с директором клуба, я узнал, что там была развернута целая культурно-просветительская программа, курируемая действующими преподавателями из государственных музыкальных ВУЗов и еврейской просветительской организацией. Сам директор клуба - Алексей Москалёв долгое время обучался по классу скрипки и закончил Музыкальную академию имени Гнесиных еще с дипломом продюсера.

Директор клуба - Алексей Москалёв.

И та цепочка музыкальных преподавателей, готовивших артистов, напомнило мне фильм «Винил» с цепочкой продюсеров по разному профилю и нуждами артистов, о котором я писал выше. Там даже преподает действующий преподаватель из театрального училища Щукина, но не чисто актерскому мастерству, а мастерству держаться на эстрадной сцене.

К сожалению, это не продюсерский центр в западном понимании, где продюсеры сами вкладывают свои деньги в артистов.  Но схема производства артистов - от обучения умению держаться на сцене и до записи конечного продукта в студии звукозаписи, как на известном лейбле из фильма, который я упоминал в самом начале,  была воссоздана. Там я познакомился с гитаристом, который  в свое время играл с коллективом Юрия Антонова. С ним при этом клубе «Сигнон» мы организовали музыкальную группу с одноименным названием клуба.

Концерт группы "Сигнон".
Наши зрители.

Когда летом мне надо было снять свой сюжет под выпускной диплом и мне не предоставили по обучению профессии в центре переобучения UHD для этого ни съемочной группы, ни задания под сюжет как «блатным», учащимся там, клуб во многом помог организовать мне съемки процесса подготовки артистов.  Выражаю благодарность директору клуба Алексею Москалеву, музыканту и преподавателю по классу гитары и организатору ансамблей Александру Кириченко и всем участникам клуба. Летом клуб выезжает на Сенеж на выездные репетиции и семинары. Я ездил вместе с ними и снимал свою дипломную работу, одновременно играя в ансамбле, организованном при этом клубе.

Александр Кириченко в Сенеже.

А на следующей неделе с классом гитары Александра  играют бывшие участники ансамбля Юрия Антонова, и я вместе с ними «тряхну стариной»,  кое-что сыграв. Летом у нас организовано мероприятие  типа тура с большим репертуаром и своих песен и с каверами известных исполнителей. Участие в жизни клуба помогает мне держать себя в форме.

Вот только жаль, что это не подобие лейбла - музыкальной выпускающей компании в западном понимании, где есть помощь музыкантам самим зарабатывать по контрактам, то есть все же это неполноценный продюсерский центр. При клубе действуют несколько ансамблей разного направления и возрастных категорий, занятия проходят в удобное, на выбор, для всех участников время. Чем-то организация клуба напомнила  мне и дом культуры «Высотник», где во времена СССР я обучался играть на классической гитаре, а сейчас в нем расположены различные торговые площадки. И жаль, что подобные клубы как «Высотник», и дворцы пионеров ушли в прошлое и их заменили коммерческие музыкальные школы, внушающие ложные надежды пробиться в этом купленном музыкальном шоу бизнесе.

Ну, а какие артисты там продвигаются в этом современном музыкальном шоу бизнесе, можно судить по фриковой «очередным подражателям панковской культуры только по внешней форме и ненормальному поведению» группе Little Big, которая выбрана в этом году на Евровидение от России.

Группа Little Big.

Не напоминает вот этот персонаж?

Но, в то же время, Филип Киркоров, курирующий артистов, выезжающих туда, хотел, чтобы давний его друг Сергей Лазарев, которого он давно продвигает, поехал туда вместо них снова. Кто поедет в итоге из них неважно, на мой взгляд – хрен редьки не слаще и все они фрики и жалкие подражатели - одного поля ягоды, что видно и по современным западным и по нашим представителям, участвующим и в Евровидении и других западных или наших современных музыкальных конкурсах.

Новости культуры  В стране 

Владислав Ивашин.

Владислав Ивашин.

Автор портала. Мой Головинский

Все новости автора

0 Mary 14.03.2020 12:43

При чем тут Евровидение и музыка? Это 2 разных вида.А претенды этого года мне очень нравятся.Все шансы на победу, если короновирус не накроет!

0 Нина 14.03.2020 17:04

.Автор статьи сделал немало интересных наблюдений, и его мысли заслуживают внимания. Конкурс "Евровидение" позицирует себя как музыкальный, поэтому на нем должна быть, прежде всего,музыка. А если сейчас так не всегда, то это уже нездоровая тенденция и насущная проблема.

0 Оля 18.04.2020 01:39

Очень надеюсь, что евровидения не будет в 2020 ни в какой форме. Тогда эти фрики не будут позорить страну.

1131
^ Наверх