Опубликовано 03.09.2018 08:40
 29

По сложившейся традиции жители Москвы, Московской области и других городов и селений собрались 2 сентября 2018 года на поле боевой славы вблизи Можайска, что бы посмотреть живые баталии той далекой битвы народов с армейскими соединениями императора порождённого Француской революцией.

Школьники, их родители и старшее поколение, зная по учебной программе строки Михаила Лермонтова: «Скажика дядя ведь не даром Москва спалённая пожаром французам отдана» с криком «УРА» как в те памятные боевые дни воодушевляли всех, и даже тех которые видели эти застывшие фрагменты в музее - панораме «Бородинская Битва» Ф. Рубо. Но сегодня можно было поговорить с участниками реконструкции и потрогать руками оружие и экипировку тех времён. В музеях тишина и «Руками не трогать».

Никольское в Головино.

Великая армия двунадесяти языков вошедшая в Москву боролась с пожаром, а её непобедимый император Наполеон I Буонапарте сбежал в Петровский дворец. Наполеон  затем описывал свои впечатления о том, как он попал «в загородный дворец императора Александра в расстоянии около мили от Москвы» и обсуждал дальнейший план военной кампании, в частности поход на Санкт-Петербург.

Партизаны в 1812 г. Художник Б. Зворыкин. 1911 г.

Войсковой партизанский отряд генерала Фердинанда Федоровича Винцингероде перед оставлением русской армией и жителями «второй столицы» срочно переместился на Петербургскую дорогу. Первый партизанский отряд под его командованием, оставшись в тылу французов, действовал на флангах противника, проводил разведку, захватывал фуражиров и мародёров.

Михаил Илларионович Кутузов писал в письме к М.Ф. Толстому об отступлении Наполеона из Москвы по Смоленской дороге: «Я, слава Богу, здоров, но эти дни покою нет. Наполеон бежит из Москвы и мечется во все стороны, и везде необходимо нам поспевать».

События Отечественной войны 1812 года коснулись сёл, расположенных вдоль главной дороги государства, связывающей столицу с первопрестольной Москвой.

Партизанская, или «малая», война – так называли теоретики военного дела тех времён одну из форм военного искусства. В «малой войне» против французских захватчиков принимало участие и народное ополчение – вспомогательные воинские формирования. По первому округу в который входила Московская губерния ополчение было создано в августе-октябре 1812 года.

Отдельный корпус барона Винцингерода находился около Клина и состоял из 28000 человек, прикрывая Ярославскую и Тверскую дороги и посылаяяяяяяяя отряды на Волоколамск.

Дежурный генерал 2-ой Западной армии Марин Сергей Никифорович пишет 2-го октября писал, что из-за действий Фединанда Винцингероде: «Одним словом, Бонапарте находится в осоде, и надобно чудом каким-нибудь избавиться из сей западни… Винценгероде считает в своем отряде до 8 т (тысяч)».

Но уже 7-го октября бригадный генерал полковник, и.о. дежурного генерала 1-ой Западной армии Кикин Петр Андреевич сообщает: «Сейчас получено известие от генерал-адъютанта графа Винцингероде стоящего на Петербурской дороге, что он взял в плен в течение трех недель 2700 человек, которые доставлены в Тверь. На Ярославской дороге также взято несколько сотен».

Тверское ополчение, взаимодействуя с отрядом генерала Ф.Ф. Винцингероде, оттеснило части корпуса вице-короля Италии Эжена (Евгения) де Богарне (пасынка Наполеона), лишив противника возможной «посылать свои разъезды далее 10 или 15 верст от Москвы».

В Коптево французы сожгли все 39 дворов селения.  Свидетелем наполеоновского нашествия является бережно охраняемый железнодорожниками двухвековой тополь у здания вокзала станции «Лихоборы»  Малой Окружной Железной Дороги.

Крестьяне села Ховрино ушли в московское ополчение, а само село сильно пострадало во время оккупации французскими войсками.

Ховрино было разграблено и сожжено, Знаменскую церковь, как многие московские храмы, наполеоновские солдаты осквернили.      Французскими войсками село Аксиньино было разграблено, но деревянная церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» уцелела. Настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс. Село Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных боевых действий.  В деревне Химки стоял авангард французского корпуса вице-короля Итальянского королевства Эжена де Богарне, атакованный 15 сентября 1812 года отрядом генерала В.Д. Иловайского. «7 ноября того же года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола храма Знамение ».

Село Никольское занял лёгкий баварский кавалерийский полк из дивизиона графа Филиппа Антуана дe Орнано троюродного брата

Наполеона.

Однако оккупантов постоянно тревожили налеты казаков генерала Ф.Ф. Винцингероде. Для жителей села Никольское война окончилась 10 октября 1812 года и крестьяне смогли вернуться домой. В этот день с небольшим авангардом Ф.Ф. Винцингероде подошел к Тверскойй заставе. Генерал-майор Иван Дмитриевич Иловайский предупредил его о том, что аръергард французской армии все еще находится в городе. Фердинанд Федорович располагал сведениями  о том, что маршал Эдуард Мортье получил приказ Наполеона взорвать Кремль.

Генерал Фердинанд Федорович Винцингероде.

Георгиевский кавалер с ноября 1805 года Фердинанд Федорович, желая переубидить маршала или хотя бы выиграть время, в сопровождении адъютатнта Л.А. Нарышкина и одного казака направился в город. Он был схвачен противниками и доставле к Наполеону. Бонаапарт был готов расстрелять Винцингероде Ф.Ф. на том основании, что подданые Гессена присягнули ему на верность и, таким образом, Фердинанд Федорович является изменником.

Только личное вмешательство императора Александра I за поступившего в русскую армию в начале Отечественной войны 1812 года Фердинанда – генерал маййора спасло Винцингероде.

Наполеон приказал отправить его во Францию вместе с Нарышкиным. По дороге меду Тихочиным и Минском  он был освобожден казаками под командованием урядника Дудкина. После возварщения Венцингероде Ф.Ф. из плена ему было прсвоено звание генерал-лейтенанты.

Село Никольское находилось по соседству с Головино. Описание села впервые отмечается в писцовой книге 1584 года. Кроме вотчинникова двора в селе имелось «пять дворов людских, да место дворовое попово». Деревянная «клетская» церковь во имя Николая Чудотворца возвышалась на берегу речки Химки, но стояла «без пения».

С 1617 года половину села в качестве приданного переходит к князю Д.М. Черкасскому. Более ста лет селом Никольским владеют князья Черкасские. Голландец Балтазар Койетт находившийся в 1676 году в Москве в составе нидерландского посольства описывает Никольское: «В селе не было ничего хорошего, кроме столь красивой и изящной церкви, какой я среди деревянных ещё не видывал».

В переписной книге за 1686 год села Никольского изложено, что: «… в селе церковь деревянная с нижней службою, в  верхней службе Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, а в нижней Алексия митрополита Московского чудотворца, а в церкви образы, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и всякое строение вотчинниково».

В 1743 году село Никольское в качестве приданного княжны Варвары Алексеевны Черкасской переходит при замужестве её за Петра Борисовича Шереметева. С тех пор Никольское остаётся во владении рода Шереметевых.

После изгнания французских захватчиков жизнь в селении потекла своим чередом.

В соседнем селе за восстановление и перестройку ховринского храма иконы Божией Матери «Знамение» взялся князь Н.П. Оболенский. Это была дань генерал-фельдмаршалу Фёдору Алексеевичу Головину, извесьтному полководцу, оному из создателей русского флота.

Ф.А. Головин прославилсяво многих походах и сражениях, стал первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Петром I в 1700 году было подарено фельдмаршалу, после кончины которого его сын Николай на месте двух деревянных церквей построил новый храм, осквернённый французами.

Храм в Ховрино отнесён к московским храмам воинской славы. При храме активно действует Организация юных разведчиков. Это детско-юношеское православное движение со столетней историей Его организовал в 1909 году штабс-капитан лейб-гвардии 1-го стрелкового полка батальона Олег иванович Пантюхов при поддержке императора – страстотерпца Николая II.

Одним из первых участников этой организации был святой мученик царевич Алексей Романов.

В Никольском в 20-е годы ХIХ столетия можно было по краям села увидеть лишь две кузницы Матвея Андреева и Матвея Иванова.

Первый кирпичный завод появляется здесь в 1824 году. Необходимость в кирпиче возникла с восстановлением Москвы поле наполеоновского пожара.

Сегодня трудно определить местонахождение того завода. Он мог размещаться недалеко от села Никольское – либо в южной оконечности современного Химкинского водохранилища канала имени Москвы, либо у начала Головинского шоссе. Сколько он существовал и кому принадлежал неизвестно.

Строительство двух кирпичных заводов крестьянами Иваном Кузьмичом Донским и Родионом Ивановичем Дудочкиным относят к 1850-ым годам. Специфичность работы заводов было то, что они работали только в теплое время. Хозяева не всегда могли возобновить работу в следующее лето и поэтому первые кирпичные заводы при Никольском работают эпизодически.

Церковный староста, владелец кирпичного завода крестьянин Терентий Иванович Донской пожертвовал в 1866 году на строительство каменного храма Знамения при селе Знаменском-Аксиньино Московского уезда 100000 кирпичей.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в селе Аксиньино.

 

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в селе Аксиньино.

В 1869 году или 1871 году купец второй гильдии Пётр Николаевич Туманов открыл Никольский кирпичный завод, а позднее в 1876 году Знаменский – возле села Аксиньино.

 

      Маркировка кирпича Никольского завода П.Н. Туманова

Маркировка кирпича Никольского завода П.Н. Туманова

В отличие от первых кирпичных заводов производство Туманова П.Н. было отнюдь не кустарное.

Кроме заводов купец вёл торговлю строительными материалами – на Триумфальной площади и у Калужских ворот.

В 1890 году на Никольском кирпичном заводе работало в зависимости от сезона от 80 до 500 человек. Кирпичи имели фирменную маркировку «ТУМ».

Пётр Николаевич Туманов был одним из основных поставщиков кирпича при строительстве Верхних Торговых рядов (нынешний ГУМ).

Знаменательным событием в жизни села Никольское стало открытие уездной сельской лечебницы, для которой выбрали место на 16 версте Петербургского шоссе, ближе к деревне Химки. За год построили несколько кирпичных и глинобитных зданий, и 8 октября 1895 года состоялось торжественное открытие Никольской больницы.

Больница обслуживала окрестные селения и многие промышленные предприятия и фабрики.

Главный врач Иванов А.В. самоотверженно трудился с медперсоналом и в мирное время, и в годы войны. В 1914 году он возглавил лазарет для раненных фронтовиков на даче фабриканта Н.П. Павлова (между Никольским и Окружной железной дорогой). В гражданскую войну Никольская больница развернула лазарет на 120 мест и открыла филиал в Казанском Головинском монастыре.

Никольский кирпичный завод оказался единственным, чья история продолжилась после революции.

Вновь открывается кирпичный завод и шерстомойная фабрика, построенная 1890 году и перешедшая к компании «Бланшар и Ко ».

Половина жителей Никольского занималась промыслами и работала в промышленности.

В 1930 году в Никольском организовали колхоз, который в 1934 году объединили с Головинским, дав название «Имени 15-летия комсомола».

В конце 20-х – начале 30-х годо ХХ века страна нуждалась в новых отечественных технологиях боеприпасов. Для достижения общемирового уровня артиллерийских снарядов в 1930 году было создано учреждение по проектированию технологических процессов и производства снарядов, преобразованное в Завод № 75.

В ноябре 1932 года на базе завода был создан Научно-исследовательский снарядный институт – НИСИ.

Институту были представлена площадка у села Никольское, Краногорского района прилегающая к Ленинградскому шоссе.

Наркомат тяжелой промышленности СССР преследовал цель создания новых образцов артиллерийских боеприпасов, так как размещённые заказы по по различным коллективам разработчиков не удовлетворяли требованиям обороны страны. Институт разрабатывал технологические производственные процессы артеллерийского вооружения с организацией его серийного выпуска с подготовкой гражданских предприятий к их массовому освоению в военный период.

С этого времени и ведёт свою летопись первый в нашей стране институт артеллирийских снарядов в последующем – НИИ-24, а с 1966 года «НИМИ».

С 1937 года в НИИ-24  под руководством Наркомата оборонной промышленности СССР разрарабатывались артиллерийские снаряды дл полевой, танковой, противотанковой, зенитной, морской и авиационной артиллерии.

К началу Великой Отечественной войны институт подготовил более 300 комплектов технической документации для ведения серийоного производства боеприпасов ко всем действующим на территории страны заводам.

Это позволило в начальные  месяцы войны наладить массовый выпуск необходимой фронту продукции.

В первые годы войны объем производства боеприпасов вырос более чем в 7 раз по сравнению с довоенным.

Инженерно-технические работники института отдавали все свои силы, знания и умения боеприпасному делу во имя Великой Победы. Срок отработки новых боеприпасов не привышал одного года.

Эвакуированный в октябре 1941 года НИИ-24 в Новосибирск был крупнейшей боеприпасной организацией.  Уже в феврале 1944 года коллектив НИИ-24 был отмечен государственной наградой Орденом «Трудового Красного знамени» за разработку новых конструкций боеприпасов, повышающих боевую мощь Красной Армии.»

333,3 миллиона снарядов, произведённых промышленностью Советского Союза в годы войны, были изготовлены по чертежам и с участием специалистов института. Только в стенах нынешнего ПО «Сибсельмаш» где разместился НИИ-24 в три смены работало около 100000 человек.

В декабре 1942 года после разгрома фашистких захватчиков под Москвой коллектив вернулся на сою территорию на пересечении Головинского и Ленниградского шоссе. Продолжлись работы по разработке корпусов артеллерийских боеприпасов.

Инженеры и конструкторы института разработали 207 технологических процессов и внедрили 286 предложений.

На завершающем войну 1945 годе разработчики НИИ-24 внедрил в производство свыше 50 образцов снарядов различных калибров.

81 работник института остался на полях сражений навсегда.

Память о них увековечена монументом, установленном перед главным корпусом института.

Здесь в здании «сталинского ампира» разрабатывался снаряд к атомной пушке калибра 400 миллиметров. С конца шестидесятых годов разрабатывались боевые части зенитных ракет «Оса», «Стрела», противотанковых  управляемых ракет «Фагот», «Фактория», тактических равет «Луна-М2, «Точка», «Ока».

В сентябре 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Научно-исследовательский машиностроительный институт – НИМИ «За большие заслуги в создании и освоении производства специальной техники награждён орденом Октябрьской Революции».

Свыше 700 работников института нааграждены орденами и медалями СССР и Российской Федерации.

В тридцатых годах прошлого века мимо будущего ОАО «НИМИ» строевым маршем без военной выправки проходими колоннами строители социалистического водного пути соединившего Москву и Волгу – канала имени И.В. Сталина.

Дожившим до завершения строительства «посчастливилось» увидеть Кремлевскую пятиконечную звезду размещённую на шпиле Северного речного вокзала. Стальная звезда с серпом и молотом напоминала им об их работах своим скелетным остовом:

После принятия Пленумом ЦК ВКП(б) в 1931 году решение о строительстве канала Москва – Волга осенью следующего года развернулись работы. Начинали их вольнонаёмные и завербованные крестьяне.

По завершении строительства Беломорско-Балтийского канала ГУЛАГ постепенно перемещал своих подопечных в Подмосковье. Появились первые палатки на полях Никольского. Каналармейцы (так называли в народе заключённых) построили для себя лагерь и барачный посёлок между селом и рекой Химкой, который, в последствие, заселили водники и рабочие других организаций. Правая сторона Никольского также застраивается в основном бараками. Появляются 1-ый и 2-ой Головинские и Ново-Никольский посёлки. В 1938 году весь этот конгломерат получает статус посёлка под названием Никольский. После VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года власти решили разбить символический памятный парк. Место определили возле Ленинградского шоссе напротив парка Северного речного вокзала. В нынешнем парке Дружбы располагались многочисленные карьеры.  Современные посетители парка не догадываются о том, что живописные Фестивальные пруды имеют не просто искусственное, а изначально техногенное происхождение. Сразу после фестиваля Никольское, Аксиньино, Головино и прочие посёлки по левому берегу канала и Химкинского водохранилища в 1958 году включили в состав Москвы. Началась интенсивная застройка. Остальная часть посёлка вошла в состав города Москвы в 1960 году.

В 1964 году были сданы три станции метро низкого заглубления: «Войковская», «Водный стадион» и «Речной вокзал». Строили их открытым способом по разобранной подъездной железнодорожной линии Никольского кирпичного завода, а поднятая глина становилась сырьём для постоянно растущих строительных нужд.

Постановление столичного правительства от 17 марта 1998 года о прекращении кирпичного производства в Головино было закономерным: Никольский кирпичный завод сделал своё дело, его продукция продолжает жить в архитектуре Красной площади («ГУМ»), в кладке храма иконы Божией матери «Знамение» в Аксиньино, в стенах окрестных жилых домов, даря комфорт и уют.

Часть Никольского после нового районирования отошла к Войковскому району Северного Административного Округа города Москвы.

В качестве заставки  о Никольском использована репродукция картины Б.В. Зворыкина «Партизаны в 1812 году».

Без рубрики 

Виктор Горяев

Виктор Горяев

Старожил района… Почётный ветеран Москвы – ветеран труда, Почётный сертифицированный бухгалтер по версии Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Консультант по правовому обеспечению управленческой деятельностью.

Все новости автора

1131
^ Наверх