Опубликовано 14.08.2018 11:06
 37

    12 августа 2018 года москвичи и жители подмосковья посетили аэродром «ЧКАЛОВСКИЙ». Авиаторы пригласили родственников рядовых срочной службы и кадровых военных с семьями, а также жителей Щелково, Звёздного городка, города Королёв на день открытых дверей в 8-ой Дивизион особого назначения для знакомства со службой в авиационно-космических войсках.

На подходе к аэродрому потамент с с реактивным самолетом рядом с которым установлена бронзовая расрытая книга со стихами лётчицы Марины Попович, посвященное чкаловца.

На аэродроме можно было ознакомится с техническими достижениями в  авиатехнике. Но больше всего подрастающему поколению понравились паращюты  и плавсредства летного сотстава – различные типы плототов.

Не отходили дети от настояших винтокрылых и пассажирских машин, но обращали внимание и на строительную технику, которая подготавливала площадку перед вновь возведённым корпусом аэровокзала для приёма прилетающих на земли московии.

Здесь же от солдат можно полчить салдатскую кашу заправленную мясом и чай и почуствовать себя рядовым могучей российко-советской авиации.

На аэродроме выстроились воинские коробочки для участие в праздничном параде.

Командир Дивизии особо назначения выступил перед собравшимися и поздравил всех со 106-ой годовщиной образования Военно-воздушных сил России. В поздравлении Министра обороны России Шойгу С.К. отмечались заслуги не только лётного состава, но и тех разрабатывал и строил военную технику  касалось не только военнослужащих. Особенные слова благодарности были отнесены к ветеранам авиапроизводителям.

На аэродромном параде присутствовали 15 молодых головинских ребят призванных в июне 2018 года на службу в этот элитный Дивизион авиационно-космических сил России.

Молодые офицеры в новых кителях напоминали тот авиасостав, который готовили перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Невольно вспомнилось сочинение ныне рядового Дивизиона Особого назначения, которое он писал в пятом классе школы о свом прадедушке .

Привожу его работу за которую он был удостоин Почётной Грамоты.

      «В Великой Отечественной войне участвовал мой прадедушка Латыгин Василий Макарович,  который родился 31 июля 1909 года.

      В 22 года он уже работал бортмехаником авиационных экспедиций. Его фамилия неоднократно упоминается в воспоминаниях полярников. Герой Советского Союза академик Федоров Евгений Константинович в своих дневниках за 1932-1933 годы пишет:

     « Вначале октября 1932 года закончилась наладка и корректировка приборов, а все наблюдения были развёрнуты по полной программе. Иван Дмитриевич (Папанин) не терпел праздно болтающихся людей, справедливо полагая, что именно праздность чаще всего является причиной ссор, склок и других недоразумений. И он умело создавал такую атмосферу, что любой сотрудник, не имевший в данное время прямого дела, сам искал какую-то работу, чтобы не выглядеть бездельником в глазах товарищей.После того как самолеты были законсервированы на зиму, авиамеханик Вася Латыгин и Ваня полностью включились в работу механической мастерской, летчик Прахов – как оказалось, работавший когда-то в швейной мастерской стал умелым закройщиком и старшим мастером в швальне».

      В свободное время зимовщики вырезали из костей моржей фигурки зверей, пели под гитару, которой хорошо владел мой прадедушка, песни. Академик Федоров Е.К. в изданных дневниках помещает фотографию,  на которой «Вася Латыгин стрижёт своего товарища по зимовке».

     Далее академик продолжает в своем дневнике: « 15 апреля 1933 года Маточкин Шар. Я ещё не привык к мысли, что основная задача экспедиции – доставить нас четверых на полюс в целости и сохранности. Дублеры в то время не практиковались.

     Здесь много моих друзей по предыдущим зимовкам. Отобраны лучшие из папанинских коллективов: Фёдор Никифорович Зуев, повар Вася Курбаткин, метеоролог Миша Каменский, Вася Латыгин и многие другие.

     31 мая спали до 14 часов. На полуострове Короля Оскара. У избы.

      Погода по-прежнему скверная, стоит туман. Сидим в палатке, я начал обрабатывать материал. Вдруг заорали собаки – к нам подходит партия Либина – он, Соловьёв, Зуев, Латыгин.

     Они 23 мая вышли (на лыжах) со станции и быстро двигались сюда вдоль берега. Пересекли полуостров Короля Оскара и вышли в Таймырскую губу севернее нашего сигнала в 7-8 километрах. Найдя сигнал, пошли за нами».

    

До начала войны мой прадедушка работал бортмехаником Управления полярной авиации Главсевморпути, бывал в разных полярных экспедициях.

За участи в освоении Севера Латыгин Василий Макарович был награждён орденом «Знак Почёта».

     До вторжения фашистов на территорию Советского Союза мой прадедушка был также награждён медалью «За отвагу».

     22 июня 1941 года началась Великая отечественная война.

     Уже 12 июля 1941 года мой прадед Латыгин Василий Макарович был призван в ряды действующей Красной Армии.

     Это известно из справки из справки Управления полярной авиации Главного Управления Северного Морского пути при СНК Союза ССР от 23 июля 1941 года.

  Начало формирования полка в котором служим Василий Макарович было положено 29 июня 1941 года по личному указанию И.В.Сталина о формировании полка особого назначения.

     14 июля 1941 года Председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин подписывает совершенно секретное Постановление № ГКО-143сс о сформировании авиадивизии дальнего действия с самолётами ТБ-7.

     В приложении к Постановлению  указывалось, кто должен был откомандирован в тяжело - бомбардировочную авиагруппу из Главсевморпути. Под № 10 значится мой прадед Латыгин Василий Макарович – воентехник 1-го ранга.

     Приказом заместителя наркома СССР, начальника Генерального штаба Жукова Г.К. 15 июля 1941 года была сформирована 81-ая авиационная дивизия дальнего действия. 

       В Монино личный состав проходил теоретическую подготовку и тренировки в барокамере, а в Казани получал материальную часть и течение месяца осваивал ТБ-7.

     Полк входил в состав 81-ой авиационной дивизии.

     Командиром новой авиационной дивизии был назначен известный полярный лётчик - Герой Советского Союза М.В.  Водопьянов, с которым Василий Макарович участвовал в покорении Северного полюса.

     Прадедушке приходилось осваивать бомбардировщики ТБ-7 в 432 полку авиадивизии.

     Первые этап испытания ТБ-7 в варианте бомбардировщика был закончен 25 июня 1941 года (на четвёртый день начала войны).

     К началу августа 1941 года были закончены вывозка и обучение экипажей самолётов. Новое соединение становилось боеспособной единицей,  через несколько дней ему предстояло выйти на тропу войны    Полк базировался в городе Коврове.     Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик В.М. Петлякова ТБ-7 являлся настоящей «летающей крепостью». Его экипаж состоял из 9-11 человек. Оборонительное вооружение – две 20-ти мм пушки, два пулемёта обычного калибра 7,62 мм и два крупнокалиберных 12,7 мм пулемёта. Самолёт мог поднимать в воздух до 4000 кг бомб, а его максимальная дальность полёта 5800 км.

     Первый налёт на Берлин состоялся 10 августа 1941 года.

     Утром 10 августа 1941 года восемь ТБ-7  432 полка перелетели на аэродром Пушкин и вечером взяли курс на Берлин. 7 из восьми кораблей бомбардировали военные объекты противника и сбросили листовки.

     После августовского налёта самолёты продолжали вылетать на боевые задания по дальним и ближним целям. Машины базировались на аэродроме Раменское (ЛИИ в посёлке Кратово) под Москвой.

     Было выполнено ещё несколько налётов на Берлин и Кенигсберг. Полёты в основном проводились ночью, но иногда в острые моменты германского осеннего наступления на Москву ТБ-7 отправлялись в боевые вылеты по тактическим целям в дневное время.

     В период наступления немецких войск на Москву с 7 сентября по 29 октября 1941 года полк в котором служил Василий Макарович наносил удары по коммуникациям и ж.д. узлам Орша, Псков, Старая Русса, Новгород, Росславль, Смоленск по войскам и технике противника на Калининском направлении, бомбил мосты через Волгу в районе Калинина.

     Когда немецкие танки прорвались к городу Калуга, и создалась прямая угроза прорыва механизированных соединений к Москве, два ТБ-7, ведомые Водопьяновым, нанесли удар по ним.

     Помимо рейдов на Берлин и Кенигсберг прадедушка участвовал в бомбардировках города Данциг.

    

В ночь с 6-го на 7-ое ноября 1941 года ТБ-7, в котором находился мой прадедушка, стартовал с аэродрома Раменское на бомбардирование города Данциг (сегодня город Гданьск в Польше). Бомбы были сброшены прицельно в три захода. В первый заход была поражена восточная часть города, в результате бомбометания возникло два пожара.

     На обратном полёте,  в 2-00 7 ноября 1941 года самолет находился между г. Кашин и г. Калязин, когда  четвёртый мотор мгновенно был охвачен пламенем и экипаж начал задыхаться от дыма, дальнейшее пребывание было невозможно. По приказанию командира – экипаж оставил самолет на парашютах. Сам командир поставил самолет в режиме планирования под автопилотом и на высоте 1200 метров оставил самолет на парашюте.

     Бортмеханик воентехник 1-го ранга т. Латыгин перед оставлением самолёта обратил внимание, что горящий мотор был опущен носом вниз.

  Об этом писал в боевом донесении командир полка полковник Лебедев командиру 81-ой авиадивизии.

     Но «беспилотный» ТБ-7 продолжил полёт. Двигатель перестал гореть, и самолёт выработав топливо, приземлился на брюхо в болотистой местности. Несмотря на такую необычную «самопосадку», ТБ-7 практически не пострадал и был отремонтирован прямо на месте.

     В ходе контрнаступления советских войск под Москвой полк продолжал разрушать ж.д. узлы, ударам с воздуха в период с 27 января по 5 мая 1942 подверглись Смоленск, Витебск, Орша, Вязьма, Минск, Полоцк, родной город прадедушки Брянск, штабы и скопления войск в Старой Руссе, Спасс-Демянске, Невеле. Экипажи кораблей ТБ-7 привлекались к заброске разведгрупп в глубокий тыл протвника.

     В феврале 1942 года в авиационной катастрофе погиб конструктор В.М. Петляков. После его гибели правительство принимает решение присвоить, в соответствии с новой системой обозначений советских самолётов, введённой в 1940 году, самолётам ТБ-7 обозначение Пе-8.

     В июле 1942 года приоритетными целями продолжали оставаться крупные железнодорожные узлы.

     В период с 11 по 27 июля 1942 года ударам подверглись станции Курска, Львова, Орла, Брянка, а также аэродромы Харьков, Белгород, Смоленск, Сеща, Боровское, Курск, штабы в Харькове, Щиграх, Полтаве.

     В Советском Союзе был выпущен художественный фильм «Вызываем огонь на себя» о подпольщице Анне Морозовой и её интернациональной группе, которая помогала определить объекты для бомбардирования авиацией полка, в котором служил Василий Макарович.

     В августе 1942 года наносились удары по Ржеву, Вязьме, Берлину, Варшаве, Кенигсбергу и аэродромам противника.

       Всего за август полк произвёл 136 самолёто-вылетов и сбросил 366 тонн бомб.

       Кроме заданий по бомбёжке ближних и дальних тылов противника, экипажам Пе-8 иногда приходилось выполнять специальные задания. Самолёты возили в Англию экипажи летчиков-перегонщиков, которые перегоняли самолёты в СССР.

     Весной 1942 года Пе-8 в составе экипажа которого находился прадед возвращался из Англии домой. Полёт проходил вполне благополучно и лишь за линией фронта, уже на нашей территории, Пе-8 был атакован каким-то шальным истребителем. Попав под огонь задних установок, истребитель прекратил атаку. Из членов экипажа никто не пострадал, и  Пе-8, получив несколько пробоин, приземлился на свой аэродром.

     В сентябре 1942 года помимо осуществления дальних рейдов полк интенсивно действовал на Сталинградском направлении, здесь тяжёлые корабли вынужденно использовались в качестве ночных фронтовых бомбардировщиков.

     В ходе Курской битвы помимо традиционных целей – железнодорожных узлов и аэродромов, полк работал по переднему краю: по скоплениям войск и техники.

     За участие в боевых действиях Латыгин Василий Макарович был награждён орденами и медалями.

     

После ранения в 1943 году прадедушка был признан инвалидом войны и выведен из личного состава действующей армии, работал механиком на авиационном заводе.

     Боевых товарищей Василия Макаровича с конца июля 1943года перенацелили на Ленинградский фронт. Здесь приоритетными стали немецкие позиции тяжёлой артиллерии, которая обстреливала город.»

По окончанию аэродромного парада в Чкаловской авиадивизии рядом со взлтной полосой была установлена сцена с которой выступали артисты города –Героя Москвы.

   Родственники могли поговорить со своими детьми, внуками и братьями.

   Головинцы которые помнили меня по встрече на принятии военной присяги или на уроках патриотизма в школах здоровались и поздравляли с праздником зная о том, что мы с женой трудились над новейшими самолетами «МиГ». Непосредственный начальник Никиты Горяева военный лётчик подполковник летал на «МиГ-31».

    

    На фотографии памятник авиатору-полярнику Михаилу Васильевичу Водопьянову на Ходынском поле в городе Москве.

Накануне, 10 августа 2018 года, Минобороны России рассекретило документы по бомбардировке Берлина в августе 1941 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Без рубрики 

Виктор Горяев

Виктор Горяев

Старожил района… Почётный ветеран Москвы – ветеран труда, Почётный сертифицированный бухгалтер по версии Международной Ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Консультант по правовому обеспечению управленческой деятельностью.

Все новости автора

1131
^ Наверх