Опубликовано 28.12.2020 11:12
 21

Если читатель заинтересуется различными соображениями понятия «ребенок» и вызванными этим коммуникативными диссонансами, однажды перед ним встанет вопрос значимости этих тезисов для будущего человечества.  В какую сторону изменится общество, если все больше молодежи вырастать с недостаточно развитой психикой?

Наверное, найдутся среди читателей и такие, что, прочитав название этого раздела, обвинят меня в предсказании вселенских катастроф.  Поэтому еще раз хотелось бы подчеркнуть, что я, прежде всего, эмпирик, а потому не ставлю себе целью доведения теорий, далеких от реальности.  Надеюсь, мои пессимистические прогнозы привлекут внимание общества к катастрофической ситуации.  Поэтому я не украшаю свои повествования и не умаляю масштабов бедствия, а также избегаю лишних размышлений.  Мне просто не удастся охарактеризовать проблематику, если я прибегну к засилью условных предложений с их «возможно» и «чтобы».  Все, о чем пойдет речь в этом разделе, очень скоро может превратиться в горькую реальность, если мы не примем меры и не обеспечим маленьким детям здоровое развитие, а старшим, у которых имеются пороки развития, не поможем наверстать упущенное.

Психически человек развивается примерно в первые двадцать лет жизни.  

Если прогресс останавливается на ранней стадии, то, чем старше становится человек, тем труднее помочь ему справиться с расстройствами психики.  Иногда вообще помощь невозможна.  Некоторые люди вынуждены всю жизнь преодолевать последствия психических дисфункций, таких как постоянную фрустрацию или отсутствие угрызений совести.  Люди вокруг также страдают от действий этих лиц.

Ребенок, отношения которого с обществом деформированы, не приобретает достаточных навыков ожидания или выдержки.  Его или же безрезультатно пытаются воспитать постоянными уговорами и разъяснениями, или выполняют маленькие его прихоти.  Формирование психических функций остается без внимания.  Вместо воспитания родители опекают ребенка, опасаясь потерять его любовь.

Но в будущем эти люди фактически обречены на неудачу в профессиональной жизни, потому что им будет очень трудно влиться в коллектив.  Ведь сформировавшаяся личность обладает такими качествами и умениями, как приемлемое поведение на рабочем месте, пунктуальность, признание структур, в частности авторитарных, или признания определенного распорядка.  Человек с проблемами психики не может осознать это в полной мере.  Поэтому немало будущих работников и работодателей будут немотивированными, непредсказуемыми и вообще не способными к трудовой деятельности.  Как следствие возникает также проблема воспитания трудовой смены, молодых специалистов.  Наибольшую опасность это представляет для малых предприятий.  Большим это грозит, главным образом, крахом привычного распорядка.  Появится ситуация, когда работодатели будут повышать свои критерии и требовать от претендентов на должность не только высокой квалификации, но и соответствующего отношения к работе.  Но рынок труда не способен будет обеспечить их соответствующими специалистами.

Для сосуществования в обществе отсутствие здравого смысла также рисует довольно безрадостную перспективу.  Подростки, в которых эта функция не сформировалась, воспринимают запреты и приказы скорее как абстрактное знание, а не как моральную ценность.  Например, вопрос, решиться на кражу или нет, надо решать, учитывая материальную выгоду и возможность наказания.  Если последнее покажется недостаточно убедительным аргументом, кражу сочтут приемлемой опцией для материального обогащения.  Если большинство людей с недостаточно сформированным совестью составят основу будущего общества, преступность будет расти, а общество будет страдать еще больше.  Недоверие и страх - не очень радостный базис для продуктивного сосуществования.

Вследствие этого не только возрастет уровень преступности, но и состоится общее изменение взглядов общества на проблемы и способы их решения.  Для дальнейшего развития социальных структур неотъемлемым свойством должна стать способность к осознанию ошибок и возможности их исправить.  Из-за фиксации в фазе, т.е. в возрасте четырех-пяти лет, человек уверен, что окружение должно всегда быть именно таким, каким он его представляет.  Эта фаза развития при нормальных условиях должна закончиться в раннем детстве, но при партнерском воспитании продолжается и дальше - фантазия партнерских отношений с родителями становится реальностью.  Такие лица не могут определить свою роль в конфликтах.  Типичной реакцией является обвинение «других людей» или «определенных обстоятельств».  Свойственны также жалобы на то, что вину всех якобы свалили на него.  В таком случае человек все же чувствует себя виновным, но отвергает ответственность за содеянное: это все еще вина других, ведь они, мол, переводят грех на его плечи.

Негативные перспективы для общества вырисовываются не только из-за отсутствия ответственности или моральных качеств.  Надо всегда помнить о том, что взрослый, рос в симбиозе или проекции, остается заложником инфантильного мировосприятия, а именно.  Такие лица не способны воспринимать тех, кто вокруг, как человек, зато они постоянно пытаются, используя свою картину мира, управлять другими, как будто они являются лишь предметами и находятся в полном их распоряжении.  Интеграция такого члена общества в нормальный рабочий процесс почти невозможно, потому что человек не способен воспринимать руководства со стороны других.  Он не придерживается рабочих правил и приказов и оказывается несостоятельным к созданию крепкой команды с коллегами.

Такой человек склонен к жизни, полной удовольствий.  Любая общественная интеграция обречена на поражение.  Кроме направленного скорее наружу варианта развития событий (рост уровня преступности), возможен и другой, спокойный, сценарий.  Тогда человек замыкается дома и заполняет свое время с помощью имеющихся в доме электронных устройств.  Ведь компьютер не сопротивляется желанию нарцисса, к тому же, он создает иллюзию социального контакта с помощью чатов, форумов или, участие в которых может принять любой.

Фиксированная ориентация на удовлетворение приводит к тому, что единственной движущей силой становятся мгновенные импульсы.  Человек сконцентрирован только на том, чтобы почувствовать их и подчиниться им.  Удовлетворение и его получение становятся главными жизненными принципами нового поколения.  Эти люди не задумываются над днем грядущим, они живут только здесь и сейчас.

Если бы мир действительно соответствовал их представлениям о нем, то такие социальные системы не имели бы смысла. Физически недоразвитым взрослым эта система, как они утверждают, абсолютно не подходит.  Ее надо коренным образом изменить, считают они. Что касается финансирования системы здравоохранения, уже сегодня ведутся многочисленные политические дискуссии.  Поэтому политики придумывают одну за другой все новые и одинаково бессмысленные идеи реформирования.  Социальный запрос граждан растет, ведь растет также безработица.  Реформы, направленные на то, чтобы привлечь новые рабочие руки, также обречены на провал.  Боюсь, что все больше людей ищут только обогащение.  Они не чувствуют необходимости давать без выгоды для себя.  Такая молодежь, наверное, не найдет привязанности у старшего поколения, потому что паразитирует на плодах его работы, пытается оторвать себе кусок того, что ей не принадлежит, не пытаясь создать что-то новое.

Такая массовая неспособность к работе приводит к реформированию пенсионной системы и скоро наступит время, когда общество не сможет финансировать всех нетрудоспособных граждан.  Было бы интересно подсчитать количество не способных работать взрослых, содержание которых еще сможет позволить себе социум.  Возможно, выводы такого исследования побудили бы общество к ускоренному и конструктивному решению перечисленных проблем.

Культурная сфера также страдает от подобного сценария развития, ведь вещи, которые не приносят конкретных прибылей, больше не интересуют современную молодежь.  Культурная память, живущая благодаря причинно-следственным связям прошлого, настоящего и будущего, не выдержит в таких условиях.  Разнообразие стилей и направлений также под угрозой.  Многогранность культур выживает сегодня благодаря совместным переживаниям, это радость и сотрудничество, которые объединяют.  Человек, застывший в фазе, равнодушен к подобным феноменам, его интересует лишь удовлетворение собственных потребностей.  Вместо культуры, в том числе и культуры поведения, этот человек демонстрирует нежелание и безответственность во всех сферах жизни.

В связи с вышеупомянутыми темами хотелось бы привлечь внимание к проблеме зависимости.  Статистика свидетельствует, что вопрос зависимости среди молодежи сегодня стоит чрезвычайно остро.  Если даже не прибегать к цифрам, связанным с наркоманией, а обратиться, например, к проблеме алкоголизма, окажется, что количество подростков, пострадавших от алкогольного отравления в период с 2000-го по 2008 год, выросло вдвое.

Эти данные не удивят, если разобраться в природе зависимости и причинах ее появления, в контексте упомянутых мною расстройств психического развития молодежи.

Зависимость характеризуется мгновенным удовлетворением определенной потребности.  Алкоголик должен выпить прямо сейчас, он не может ждать, ни опрокинув первую рюмку, ни, каждую следующую.  Игроман должен играть дальше и дальше.  Он не может остановиться и продолжить игру, например, через несколько дней, чтобы потом, опять же, приостановиться на определенном этапе.  Принцип один и тот же, независимо от того, идет ли речь про тяжелые наркотики или о зависимость от еды, покупок или секса.  Схема всегда подобная: зависимый не может ждать, он требует быстрого удовлетворения потребностей и очень страдает, если этого не получает.

Этот принцип так же правомерен для детей младшего возраста в оральной фазе.  Они также знают только «сейчас» и не хотят слышать ни о каком «потом».  Следующий тезис довольно легко проследить: человек, фиксированный в стадии раннего детства, более подвержен различного рода зависимостям, чем взрослый с нормально развитой психикой.

Конечно, причины, по которым человек попадает в зависимость, весьма различны, они не ограничиваются перечисленными выше.  Боюсь только, что такая психическая неразвитость станет катализатором увеличения проблем общества в этой сфере.

Социальное  Психология 

1131
^ Наверх