Опубликовано 13.04.2020 18:50
 174

Мы привыкли легко относиться к заразам и эпидемиям, которые то и дело появляются в мире в последнее время. Атипичная пневмония, птичий грипп, свиной грипп не особенно озаботили простого русского обывателя. С него все, как с гуся вода. Но вот коронавирус, в короткие сроки ставший эпидемией, а точнее, пандемией, испугал всех не на шутку.

Никогда еще меры, предпринимаемые правительством против того или иного разгула заразы, не были столь жесткими. Паника, наводимая с экранов телевизоров, быстро укоренилась в народе. И вот уже по Москве едут лишь на треть заполненные автобусы, обезлюдели, в след за европейскими, улицы и нашего города. И не скажешь ведь, что тревога, перерастающая в панику, беспочвенна: за границей действительно умирают сотни людей, и каждый здравомыслящий человек, боится, что эта тенденция перекинется и на нас.

Многие государственные учреждения прекратили работу, введен карантин, но только толку от этого мало. Пока одни торопятся выявить причину, по которой коронавирус шагает по миру, минуя хилые препятствия, другие спешат осмыслить происходящее с духовной точки зрения.

Патриарх Кирилл заявляет: « Мы должны посмотреть на эту ситуацию через призму духовных знаний и подумать, что все это означает и почему Господь попускает эту язву. Здесь возникает возможность подумать не только о гневе Божием, как это было в истории, но, скорее всего, о милости Божией. Господь призывает нашу самоуверенную технологическую цивилизацию, которая полагает, что ей все доступно и возможно, оценить свои возможности и осознать хрупкость этой цивилизации… Чтобы мы, не теряя духовного оптимизма, понимали, что надо всем Бог. Эти обстоятельства должны еще больше укрепить нас в вере, чтобы сомневающиеся стали верующими.»

Действительно, если сопоставить быстроту распространения новой заразы и меры, которые даже на государственном уровне предприняты против нее во многих странах мира, ситуация складывается не в пользу последних. Да и если предыдущие вирусы не давали такого количества смертей, этот дает. Когда беда приходит в дом, она не различает бедных и богатых, известных и обычных людей. И тогда все, наверное, самый неверующий человек поднимет глаза к потолку и спросит: «За что, Господи?» Тогда, когда попал в беду и понял, что одному тебе не выбраться и на себя рассчитывать не стоит.

            «Когда до горя, тогда всем до Бога»- с сожалением говорит схиархимандрит Иоанникий (Ефименко). Действительно, горе- это мощное оружие Божие, при помощи которого Он уже заставляет нас обратить внимание на Него. Горе, преодолеть которое выше наших сил. Добиться успеха, денег, благополучия, выйти из черной полосы жизни- это дело упорного труда и энтузиазма, веры в себя. Как выйдешь из эпидемии коронавируса? Это дело веры в Бога, переосмысления своей жизни и приход к определенным выводам. Ведь медицина телесная и медицина духовная- две грани устранения болезни, тесно переплетенные между собой. Не бывает ведь случайных проблем со здоровьем: случайных неудачных падений, случайных заражений, случайных травм… Человек всегда в свое время и на своем месте получает то, чего заслуживает. И если медицина материальная бессильна что-то кардинально изменить, как в этом случае- время обратиться к медицине духовной- найти первопричину бед, чтобы устранить последствия.

            Среди действительно знаковых для медицины врачей, крайне мало людей нерелигиозных. Специалист по человеческому организму понимает связь развития заболевания с психическим состоянием пациента. Не зря говорят, что многие болезни мы себе «надумали». Из сферы психики-той, которую мы не видим глазами, наши переживания и состояния переходят во вполне физические боли и недомогания, а то и патологии. Вот она - связь духовной причины и физического последствия. Один из врачей, который понимал это очень хорошо, и пронес это понимание через всю жизнь, был Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, профессор гнойной хирургии с мировым именем.

Св. Лука в молодости.

            Будущий прославленный хирург родился 9 мая 1877 года в Керчи, в семьи аптекаря. Его отец происходил из знатного рода польских дворян и получил блестящее образование, открыл собственную аптеку, а потом, убедившись в малоприбыльности предприятия, перешел на государственную службу. Несмотря на это, Феликс Станиславович отличался кротким нравом и набожностью. В противоположность своей жене, Марии Дмитриевне, воспитанной в православии, он был католиком, но именно он привил сыну христианское благочестие, как впоследствии писал сам профессор.

            Семья Войно-Ясенецких много раз перебиралась с места на место: из Керчи они уехали в Херсон, затем перебрались в Кишинев, и, наконец, в 1889 году осели в Киеве.

            Валентин Феликсович имел еще пятерых братьев и сестер. В многодетной семье дети, обычно, получают мало внимания от родителей, и поэтому он вырос достаточно тихим и замкнутым, да и к тому же долго не мог найти себя: то он становится вегетарианцем, то приверженцем идей Толстого, то большим почитателем живописи, открывшим и в себе этот талант.

            Последнее обстоятельство приводит юного Войно-Ясенецкого в художественную школу Н. И. Мурашко, которую он оканчивает отлично, как и гимназию. Юный талант стремиться подражать великим Васнецову и Нестерову, ища более применение изобразительного искусства в духовной сфере. Потом следует подача документов в Петербургскую Академию художеств, но тут молодой человек задумывается о серьезности выбранного им жизненного пути. «Влечение к живописи было сильным, но в ходе экзаменов я задумался, правилен ли мой выбор жизненного пути. Я счел ошибочным делать то, что мне нравится. Я должен был заняться тем, что принесет пользу окружающим людям.» В конце концов, Валентин забирает документы из комиссии и отказывается от поступления.

            Долгое искание своего предназначения продолжается, и, метаясь от одного намерения к другому, ища, что же будет лучше для него, и принесет более  пользы окружающим, Валентин Феликсович, по примеру своего старшего брата, поступает на юридический факультет Киевского университета Святого Владимира, но учится там лишь год и снова пытается преуспеть в живописи: едет в художественную школу Генриха Книрра в Мюнхене. Однако вскорости возвращается в Киев и пытается устроиться преподавателем младших классов, но по совету директора той гимназии, куда он обратился, возвращается в университет св. Владимира, и поступает, на этот раз, уже на медицинский факультет.

            Подавляя свои желания и стремления к интересным занятиям, и отдаваясь всецело занятиям необходимым, которые в будущем обеспечат возможность служить людям, Валентин Войно-Ясенецкий не без отвращения постигает анатомию и физиологию, часто видя картины разверстых внутренних органов, что его, мягко говоря, не радует.

            Доучившись, практически через силу, до третьего курса, будущий врач с удивлением обнаруживает, что его способность к художеству как нельзя лучше применима в медицине. « Умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии..»- пишет он потом в своих воспоминаниях.

            Дальнейшее обучение пошло наилегчайшим образом. Многие его однокашники сулили молодому выпускнику большое будущее в науке и звание профессора анатомии, но сам Валентин избрал другой путь.

            В 1904 году начинается русско-японская война, и он уезжает на фронт, вслед за своей избранницей, медицинской сестрой Мариинской общины, Анной Васильевной Ланской. Попав на войну, молодой доктор быстро обращает на себя внимание боле опытного коллеги- С. Я. Голумба. Из его ассистентов Валентин Феликсович дорастает до заведующего вторым хирургическим отделением читинского военного госпиталя. Здесь же, в Чите, молодые люди венчаются и уезжают в 1905-м, когда заканчивается война.

            А дольше будущего всемирно известного хирурга ждет непростая жизнь земского доктора, разные села и города, где он работал, нарабатывал опыт и занимался научной деятельностью: Саратовская, Симбирская, Курская губернии, Переславль Залесский, где он, отдав работе шесть лет своей жизни, будет повышен до главного врача земской больницы. Валентин Феликсович не только оперирует и лечит, но и, по возможности, улучшает условия содержания больных. Его стараниями в Переславле Залесском построен фундаментальный каменный больничный корпус вместо старых деревянных бараков, где и никакой речи не могло идти о стерильности и качественной дезинфекции .   Сам хирург не жалеет себя: в месяц он проводит втрое больше операций, чем его коллеги. Лечит и спасает людей ежедневно, добираясь, если нужно, и до отдаленных деревень.

Св. Лука оперирует.

 В 1916 году любимый многими врач становится доктором медицинских наук. Его книга «Регионарная анестезия», выпущенная годом ранее, приравнена к диссертации и допущена к защите. Стоит отметить, что все иллюстрации в ней принадлежат автору.

1917 год стал переломным для Валентина Феликсовича: его супруга заразилась туберкулезом от одеяла племянницы, которое привезла с собой сестра Анны Васильевны- ее мать, недавно похоронившая чахоточную  дочь, и оставившая эту вещь, как память о ней.

Стремясь улучшить состояние больной супруги, доктор перевозит семью в Ташкент, тем более, что там на конкурсной основе ищут главного врача городской больницы. Валентин Феликсович быстро утвержден на должность.

Перемена климата и обилие витаминов улучшили состояние Анны Васильевны, но пришла новая беда- в России началась Гражданская война. И снова хирургу приходилось спать чуть ли не на ходу: госпитали и больницы были завалены ранеными, многие из которых были с серьезными нагноениями. Таким образом, Войно-Ясенецкий получил обширную возможность хирургической практики и в операционных, и в моргах. В процессе работы он изучал процессы развития нагноений и методы борьбы с их распространением.

Анна Васильевна Войно-Ясенецкая.

Голод, пришедший в город с Гражданской войной, усилил болезнь супруги доктора. К тому же, его отказ выдавать тяжело раненого казачьего есаула, который лечился у доктора, красным, повлек донос и арест самого хирурга. Во время ожидания приговора, Валентин Феликсович многие часы  сидел за решеткой в старой мастерской, как вдруг к нему зашел  знакомый, ставший высокопоставленным партийным деятелем. Удивившись, что такой солидный специалист заключён вместе с ворами, убийцами и мародерами, он вручил ему все документы и пропуск на выход. В больницу главный врач вернулся, будто бы ничего не случилось, и сразу  продолжил работу.

В 1919 году войска белых, перекрывающие поставки хлеба в Ташкент, были разбиты, и голод прекратился. Но тяжело больная Анна Васильевна скончалась. На руках у Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого осталось четверо детей: Ольга, Елена, Михаил и Алексей. Собрав волю в кулак, он не прекращает работы и идет на повышение- становится заведующим кафедрой хирургии Туркестанского университета.  А заботу о детях, по его личной просьбе, берет на себя его помощница Софья Сергеевна Белецкая- человек глубоко верующий и любящий детей.

Параллельно с работой Валентин Феликсович, несмотря на приход новой безбожной власти, посещает воскресные церковные собрания протоиерея Михаила Андреева, где разбирается смысл Священного Писания. На таких собраниях он всегда произносит впечатляющие и глубокие речи.

             По совету епископа Ташкентского и Туркменского  Иннокентия (Пустынского), зимой 1921 года Валентин Войно-Ясенецкий принимает священный сан диакона, а через неделю уже рукополагается в священники. 

«У меня не было и мыслей о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя сказал: «Хорошо, владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»- писал он после.

Любому человеку нужна была исключительная твердость духа для того, чтобы в годы прихода к власти богоборческого правительства решиться на такой отчаянный шаг. Естественно, рукоположение знаменитого хирурга наделало в его родном городе много шума. К Валентину Феликсовичу приходили группы его студентов, не могущие понять такого крутого поворота в жизни коллеги, профессора-медики также навещали его и уговаривали отказаться от этой авантюры. Но Войно-Ясенецкий был непреклонен: теперь он ходил на работу в рясе и с наперсным крестом, а в операционной висела икона. В остальном все было по-прежнему- профессор читал лекции и оперировал.

Икона св. Луки-хирурга.

В 1923 году по России прокатилась волна обновленчества. «Красное священство» пошло на сделку с советской властью, и было всячески им поддерживаемо, ведь раскол в Церкви был, прежде всего, в интересах большевиков.

Что же оно из себя представляло? Прежде всего, это было глумление над всеми вековыми устоями Русской Православной Церкви: женатое высшее духовенство, женатое монашество, даже многоженство, искажение Божественных служб вплоть до полного балагана и скоморошничества, отмена установленных издревле постов и прочее, и прочее.  Обновленцы захватывали храмы, тесня истинное православное духовенство, устраивали самочинные «суды» над архиереями и добиваясь их отставки, оказывая давление  и по светским, и по церковным каналам. Это было время катастрофической нехватки архипастырей.

Епископ Ташкентский и Туркестанский  Иннокентий, не поддержавший раскольников, покинул кафедру и не оставил после себя преемника. Общим решением местного духовенства, при помощи епископа Болховского Даниила и  епископа Суздальского Василия, 31 мая 1923 года священник Валентин Войно-Ясенецкий поставлен в сан епископа Туркестанского с именем Лука, в честь святого апостола, евангелиста, художника и врача Луки. Свою первую архиерейскую службу владыка совершал вместе со старым знакомым – священником Михаилом Андреевым и епископом Уфимским Андреем, ранее постригшим его в монахи.

Всеми этими событиями заинтересовались органы по борьбе с контрреволюцией, ГПУ, и прочие инстанции. Менее чем через месяц батюшку арестовывают и предъявляют за уши притянутые обвинения: сотрудничество с белыми казаками, контрреволюционная деятельность. Вменяется в вину даже то, что он был подчинен патриарху Тихону.

Попутно с издевательствами и унижениями, на допросах ему систематически предлагают сложить с себя сан, от чего он категорически отказывается. Епископа-хирурга отправляют из Ташкента в Москву, в ГПУ. Поезд с арестованным владыкой не может двинуться с места многие часы: огромная толпа верующих мешает его отходу, люди ложатся на рельсы, не отпуская любимого пастыря.

В Москве, по разрешению властей, епископ Лука (Войно-Ясенецкий)  проживает некоторое время на частной квартире, и даже дважды служит со святейшим Тихоном в Кадашах. Ему было преподано патриаршее благословение на дальнейшее занятие медициной, что он умудрялся в течении многих лет совмещать со статусом политзаключенного, везде стараясь помогать людям.

А дальше была Бутырка, где он переносит грипп с осложнениями на сердце, Таганка и Сибирская ссылка: по этапу его отправляют через Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск в Енисейск. Народная молва бежала впереди поезда со ссыльными: люди знали, что одним из них является знаменитый священник-хирург, и чем дальше от Москвы уходил состав, тем больше легенд о нем складывали люди. В Сибири его встречали уже как «великого шамана».

В Енисейске батюшке разрешили оперировать, и он тут же открыл прием в том доме, где поселился. По ночам он работал над главной книгой его жизни- «Очерки гнойной хирургии», собирая любой возможный материал для нее, выписывает множество медицинских журналов, и, по возможности, сам пишет научные труды. Так и сложилось, что опальный хирург пребывает в ссылке, а методы его лечения с успехом используются по всему Советскому Союзу.

Реабилитирован он был в 1925 году. К тому времени он становится Енисейской знаменитостью: кроме проведения сотен типовых операций, епископ Лука вернул зрение трем слепорожденным мальчикам, что стало сенсацией.

В 1926 году он возвращается в родной Ташкент, где находит в полном здравии своих детей и Софью Сергеевну Велецкую. Правда живут они теперь в крохотной комнатке и спят на нарах: семьи врагов советской власти ущемляли во всем, в чем могли.

Св. Лука с семьей.

Ко времени приезда Луки (Войно-Ясенецкого) домой, ему было запрещено читать лекции на своей кафедре, а также заниматься медициной и служить в церкви. Да и ташкентский собор был разрушен. По одним данным, епископ служил в церкви св. Сергия Радонежского, по другим- у себя дома, находясь на покое, где также бесплатно обучал местную молодежь медицине.

Также двери известного хирурга всегда были открыты для малоимущих больных, и, естественно, люди поддерживали батюшку, кто чем мог.

6 мая 1930 года епископа Луку вновь арестовывают. На этот раз по подозрению в убийстве или подстрекательству к самоубийству  его коллеги- профессора Ивана Петровича Михайловского, который, на самом деле, сошел с ума и покончил с собой, не пережив смерть сына.

Снова арест, ссылка, лагеря в Котласе,  Макарихе, где застаёт эпидемию сыпного тифа, затем Архангельск. И так до 1933 года: батюшка болеет сам, но лечит других. Однажды дело даже доходит до опухоли, которую потребовалось вырезать уже у самого  хирурга, для чего его временно отправляют в Ленинград. Тогда же публикуют его труд «Очерки гнойной хирургии» (По другим данным-в 1934 году). Книга быстро становится редкой- врачи буквально расхватывают весь ее немаленький тираж.

В 1935 году Лука (Войно-Ясенецкий) приглашен на кафедру хирургии Института усовершенствования врачей, чуть позже он становится доктором медицинских наук. Но такая стабильность длится недолго: в 1937 году начались массовые аресты, и епископа-хирурга отправляют в новую ссылку. На этот раз- по обвинению в убийстве пациентов во время операций (по другим данным- за создание совместно с другими священниками  «контрреволюционной церковно-монашеской организации»). 

Врачу с мировой известностью и епископу уже 60 лет, но на возраст никто не смотрит: допросы, пытки, карцеры, «конвейеры» – все это приходится выдерживать престарелому человеку. И так истощенный батюшка объявляет голодовку, которая продлилась 18 дней. Многие церковные деятели, не выдержав пыток, лжесвидетельствовали на епископа Луку, поливая его всяческой грязью, другие оказывались сексотами ГПУ. Но сам Войно-Ясенецкий, находясь на грани вменяемости, тем не мене,  все отрицает. Только обманом и подлогом его удается убедить подписать какие-то клеветнические бумаги.

Св. Лука с медперсоналом.

Снова Красноярск, но теперь уже работа в местной больнице за одежду и еду. С началом Великой Отечественной войны Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий сам приходит к районному начальству и предлагает свои услуги, как хирурга. Он назначается главным хирургом Красноярского эвакогоспиталя № 1515. Работы становится очень много, но, по свидетельству других хирургов, нигде больше не наблюдается такой результативности в лечении гнойных процессов, как у Войно-Ясенецкого.

27 декабря 1942 года владыка назначен архиепископом Красноярским, а летом 1943 года ему объявили, что срок его ссылки закончился. Архиепископ Лука едет в Москву и принимает участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, где вошел в число постоянных членов Священного Синода.

Икона св. Луки-архиепископа.

К тому времени «Очерки гнойной хирургии» выдерживают второе-расширенное и дополненное- переиздание (по другим данным- 1946 год).

К 1944 году отношение к Церкви во власть предержащих кругах меняется. Союзники ставят свободу вероисповедания в СССР, как условие открытия Второго фронта, и Сталин резко начинает благоволить вчерашним «антисоветским элементам». Архиепископа Луку переводят в Тамбов с улучшением жилищных условий. Там он возглавляет не только эвакогоспиталь, но и Тамбовскую епархию.  Опять же, это не освобождает хирурга от научной деятельности, и он продолжает писать труды по медицине. Их плодом становится книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За нее, и за переиздание «Очерков…» архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) присуждена Сталинская премия Первой степени (1946). Большую сумму (130 из 150 тысяч) владыка возвращает государству с просьбой позаботиться о сиротах военного времени. Он писал: «На мне исполнились слова Божьи «прославляющего мя прославлю». Никогда я не искал славы и совсем о ней не помышляю. Она пришла, но я к ней равнодушен».

В 1946 году архиерей наконец-то возвращается в родной Крым, возглавляет Крымскую епископию и селится в Симферополе, на Госпитальной (вот совпадение!) улице, в трехкомнатной квартире.  Ему, уже немолодому, со слабым зрением, требуется помощь близких. Ухаживать за престарелым архиепископом в Симферополь приезжают его две племянницы- Вера и Нина. Они помогали держаться и так прошедшему немало испытаний старцу, а сам владыка перешел от написания научных трудов, к написанию трудов духовных. В тот период его перу принадлежит книга «Дух, душа и тело»- большой богословский трактат.

Также, как и всегда, квартира архиепископа становится местом посещения для многих больных, он продолжает читать лекции для докторов и студентов-медиков, и, неизменно, отказывается поменять облачение на гражданский костюм.  

В 1955 году архиепископ Лука Крымский полностью слепнет, но, по уверениям некоторых, продолжает служить, уже ничего не видя. При этом все его действия на богослужении точны до автоматизма. Естественно, он перестает оперировать, но активно вовлекает себя в работу иного- духовного рода: начинает надиктовывать мемуары.

Св. Лука с паствой.

            11 июня 1961 года архиепископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий) предал душу Господу. Власть сделала все, чтобы отменить торжественные похороны пастыря: были выпущены антицерковные статьи, город наводнен милицией, любые шествия и процессии запрещены. Но эти усилия пошли прахом, когда, вслед за выносом гроба, улицы Симферополя наводнило людское море, захлестнувшее всех контролеров и постовых, сметающее все изгороди и оцепления. Похоронные автобусы были остановлены людьми, сама толпа задавала и темп и направление их движения. А пытавшимся разогнать процессию ораторам, люди отвечали просто: «не мешайте, мы хороним нашего архиепископа».

В 1995 году Украинская, а в  2000 году Русская Православная Церковь причислила архиепископа Луку Крымского к общепочитаемым святым.

Затем были изданы собрания его проповедей и писем в книгах «Я полюбил страдание», «О семье и воспитании детей», «Задачи нашей жизни» и многих других. Слова великого святого располагают к себе своей простотой и понятностью для всех читающих.

В 2013 году вышел замечательный полнометражный фильм режиссера Александра Пархоменко «Лука. Излечить страх».

Святитель Лука и сейчас не оставляет всех прибегающих к нему без помощи. Вот лишь некоторые упоминания о ней, по материалам Православного церковного календаря на 2020 год.

«15 января 2006 года С. П. из Греции начала страдать от сильных ушных болей. Тогда один ее знакомый, очень почитающий святителя Луку, дал ей книгу с его житием. Прочитав его, больная помазала ухо маслом от лампадки, приложила сверху иконку святого врача и завязала голову платком.

И хотя боль до этого была нестерпимой, вскоре женщина заснула. А во сне увидела архиерея в полном облачении. В руке он держал какой-то медицинский инструмент, похожий на длинную иглу. «Я святой Лука и пришел тебя прооперировать,- сказал он.- Не бойся, тебе больно не будет». Он стал аккуратно вводить иглу в ухо, и женщина почувствовала как бы прокол, но боли не было.

Проснувшись утром, С. П. поняла, что ухо не болит. Ватка в нем вся была пропитана гноем. Отоларинголог на осмотре констатировал, что ей сделали прокол барабанной перепонки, и поинтересовался: «Самое главное, что из уха вышел весь гной, иначе можно было бы потерять слух. А кто Вас прооперировал? Это хирург высочайшего класса!»

Счастливая пациентка рассказала ему о произошедшем ночью, о святителе-хирурге и подарила книгу с житием святителя Луки и иконку. Через неделю женщина снова пришла на осмотр, и доктор с радостью сообщил ей: «Ваше ухо абсолютно здорово!».

Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, протоиерей Алексей Гомонов рассказывает: «Писательница, наша прихожанка, готовилась к шунтированию. Это серьёзная операция с огромным риском для сердца. Мы помолились перед иконой святого Луки с частицей мощей, женщина пошла на последнее обследование перед операцией и сидела в очереди к врачу, сделав перед этим кардиограмму.

Вдруг выходит медсестра: -Предъявите Ваш пропуск в больницу.

- А что случилось?

-Ваше прежнее ЭКГ не совпадает с сегодняшним, как будто это ЭКГ разных людей.

Она протягивает пропуск медсестре. Та приглашает больную пройти.

- Чем Вы лечились несколько недель, пока Вас готовили к операции? У Вас прекрасная кардиограмма.

- Я молилась перед мощами святителя Луки в храме Успения в Путинках».

Журналист Ирина Ахундова рассказывает: «В 2013-м году я постоянно молилась святителю Луке Крымскому об исцелении тяжело больного брата. И вот однажды, в понедельник, его лечащая врач Ольга Аркадъевна Барская с изумлением сказала, что назначенная в пятницу пункция отменяется, так как за выходные из лёгкого исчез литр жидкости и удалять нечего».

«Это произошло 18 сентября 2005 года в греческом городе Ливадья. Отрок Константин после автоаварии получил перелом обеих ног и потерял очень много крови. Вертолетом мальчика доставили в Афины, где все врачи в один голос высказались за ампутацию обеих ног. Родители Константина непрестанно молили Бога о помощи.

«На наше счастье, в операционную в тот день приехал заведующий клиникой, ортопед Г. П., - вспоминает мама Константина. – Этот хирург буквально бился за то, чтобы сохранить ноги нашему ребенку. В результате левую ногу сберегли, а на правой ампутировали только пятку.

После этого мальчику сделали серию операций в детской клинике «Святая София». Врачи утверждали: ноги ему сохранили, но одна из них двигаться никогда не будет- ведь не осталось ни сосудов, ни нервных волокон, ни кожи.

Между тем Константин в разговоре с родителями упомянул имя своего друга, какого-то Луки. Этот друг, по словам отрока, будил его после наркоза и говорил:» Константин, проснись и иди к маме». Так было после каждой операции. Мать и отец заинтересовались, кто же этот заботливый врач. Но персонал отвечал: врача с таким именем в больнице нет. А когда после очередной операции сын сказал: «Сегодня я видел святого Луку»,  - родители Константина спросили пластического хирурга Н. П., что означают эти слова. Доктор улыбнулся, достал из кармана халата икону святителя со словами: «Вот про кого вам говорит все время Константин. Этот святой действительно является во время самых сложных операций, подобных той, что была у вашего сына».

Тогда родители достали книгу о святом. Увидев ее в руках матери, ребенок показал на одну из фотографий и воскликнул: «Вот, мама, видишь, это и есть мой друг».

Константину было сделано более тридцати операций разной степени сложности, после чего мальчик, считавшийся «безнадежным», не только стал прекрасно ходить и бегать, но и успешно освоил велосипед».

«Марии К. из города Пирей в 2008 году предстояла хирургическая операция в больнице «Метакса». Вот ее история: «Вера моя была слабой. Но незадолго до этого я прочитала книгу о святом Луке. Меня потрясла мученическая жизнь этого человека и его подвиг врача. Накануне операции я молилась: «Святой Лука, я знаю, что ты поможешь мне во время операции и подскажешь врачу, как надо действовать. Ты сам присутствуй на операции».

Когда я была уже на операционном столе, у меня началось сильное сердцебиение. В эту минуту вошел врач в халате хирурга, он сел и стал внимательно на меня смотреть. Этот взгляд я не забуду никогда. Я сказала себе: вот истинный врач, который по-настоящему сострадает мне. Но видела его не только я. Анестезиолог спросила: «А Вы кто?» Пришедший ответил: «Я на операцию к этой девушке». Через пару минут опять вопрос: «Скажите пожалуйста, кто Вы?»  И тот же ответ: « Я пришел на операцию к этой девушке». Тогда анестезиолог наклонилась ко мне и тихо спросила: «Кто это? Ваш родственник?» «Нет, я не знаю этого человека». Тогда анестезиолог опять заговорила: «Эту операцию будет проводить господин К. А. А Вы зачем здесь?»  И он в третий раз повторил те же слова, но, кроме них, произносил что-то еще, вероятно, молитву, а потом ушел. Медсестры и анестезиолог решили: «Ошибся, наверное. На другую операцию должен был идти».

Операция закончилась успешно. Хирург сказал: « подобное я делал тысячу раз, но никогда мне не работалось так спокойно и легко. Руки будто сами двигались!»

А на следующий день мне принесли книгу с фотографией святителя Луки, и, взглянув на его фото, я внезапно поняла, что посетивший меня в операционной врач поразительно похож на него!

Фото св. Луки.

Эта помощь святого имела для меня большое духовное значение: он буквально вырвал из моего сердца занозу маловерия. Я поняла, что, когда человек всецело предает себя в руки Богу, с ним совершаются чудеса.»

             Кроме приведенных здесь историй, существуют десятки других. Информацию легко проверить: люди, чудесно исцеленные святым,  выкладывают в Интернет свои имена, фамилии, координаты и даже фотографии. Их можно найти и в социальных сетях.

            И все же, уповая на помощь святителя Луки Крымского, нам не нужно забывать об элементарных правилах гигиены в период самоизоляции. Это поможет нам оставаться здоровыми. И, какими бы неутешительными не были новости с экранов телевизоров, архиепископ Лука поможет излечить наш страх.

 

Иван АПАЛЬКОВ.

Здравоохранение  Общество  История 

Иван Апальков

Иван Апальков

Житель района Головино, педагог, увлекаюсь бумажным моделированием, английским языком, историей . Журналист-любитель, профессиональный экскурсовод.

Все новости автора

0 Валентина 13.04.2020 20:02

Прочла статью с большим интересом. Советую всем почитать.

0 Юля 19.04.2020 20:24

Ятоже исцелилась на мощах святого Феодосия Кавказского. Это было совершенно не похоже на обыденную жизнь, однако такое раньше у меня бывало. Когда материальный мир - да он есть, но законы теории вероятности какие-то странные, сами случайности выстраиваются как будто в какую-то поучительную и философскую цепочку, с тобой явно беседует невидимый собеседник. Ты задаешь вопросы в пространсво, и получаешь ответы, даже спроришь с ним, и имеешь определенную реакцию. Словно кто-то пишет сюжет событий, и в нем есть человеческая мораль и психология, а не совпадение случайностей. Эти периоды перемежаются с обычной жизнью, где все происходит в духе бытового материализма. В любом случае, спасибо святому за помощь людям!

1131
^ Наверх